Триумфальное возвращение древнего абакуса

Однажды мой сосед по институтскому общежитию, парень из Кировской области, заявил, что может в уме считать быстрее, чем мы на калькуляторах. Решили проверить, подготовили несколько примеров на сложение, вычитание, умножение. Парадокс, но парень не врал. Пока мы набирали на счетных машинках цифры, жали на плюс, минус, равно, он выдавал правильный ответ. И всегда на несколько секунд раньше. 

Текст и фото Александр ЛЫЧАГИН

Выглядело это чудом, и мы, конечно, потребовали раскрыть секрет «фокуса». А фокуса, пояснил парень, и нет никакого. Просто учительница математики в их школе учила  быстро считать в уме всех своих учеников – попутно с обычной школьной программой. «Как учила-то?» – недоумевали мы. Нас ведь тоже учили математике, но мы-то в уме считать не умеем, нам подавай калькулятор, или хотя бы бумагу, чтобы в столбик... Оказалось, на обычных счетах:  «Порешаешь на них примеры — и в уме запросто научишься», – раскрыл секрет сосед. Он и потом изрядно всех удивлял, и не только успехами в учебе. Когда появился кубик Рубика и мы старательно запоминали схемы его сборки по статье в журнале «Наука и жизнь», наш товарищ, впервые взяв его в руки, повертел и... собрал. Разобрали — опять собрал. История эта давняя, 1982 года. 

А в 2016-м я, к своему удивлению, увидел подобные чудеса снова – в центре ментальной арифметики в КСЦ «Мечта». Только не в исполнении студента –  на моих глазах с огромной скоростью считали дети лет десяти. Когда-то мы для проверки нашего сокурсника готовили примеры  на бумаге, а здесь задания  дает компьютер. Наблюдатель, не владеющий навыками такого счета, порой даже различить последовательность цифр на мониторе не может. Дети же не просто считали — одновременно со счетом они читали стихи, напевали песенки. И... давали верный ответ! Может, дети какие-то необычные? Индиго, вундеркинды? 

Дети, говорит руководитель одинцовских центров ментальной арифметики «AmaKids» Нина Крамарева, самые обычные. Простые одинцовские школьники, родители которых интересуются возможностями развития своих детей и различными современными методиками. Удивительные навыки появляются довольно быстро — после двух-трех месяцев регулярных занятий. Частично – один-два раза в неделю в аудитории, частично — дома, у компьютера, в ходе выполнения игровых заданий. А механика обучения почти та же, что у старой учительницы из Кировской области — счеты! Правда, не совсем привычного для нас образца. Традиционные, по-своему уникальные русские счеты — десятикосточковые. Они известны с рубежа XV-XVI веков и верой и правдой служили делу математики почти до конца века ХХ. Древняя Греция и Рим знали подобные устройства, называемые абак, правда, конструкция была иной — пятикосточковой. На Древнем Востоке чиновники и купцы Китая и Японии умели считать на особых счетах с семью косточками, причем их навыки вычислений отличались потрясающей изощренностью, такие счеты позволяли возводить числа в степень и извлекать кубические корни. 

В наше время подобные устройства стали архаикой. Зачем они нужны, когда считать можно на калькуляторе, компьютере, на сотовом телефоне? Однако, совершенно неожиданно, казалось бы, канувший в Лету простейший вычислительный прибор оттуда вынырнул. И не просто вынырнул, а начал победное шествие, оказавшись на школьных партах во многих странах мира. И не только в Китае или Японии (откуда, собственно, не исчезал никогда, в силу традиционности национальных школ), но и в США, Канаде, Австралии, странах Европы. Обучая детей навыку устного счета при помощи таких устройств, педагоги обнаружили — древний счетный прибор оказывает позитивное влияние на умственное развитие их подопечных. Объяснение пытаются найти в том, что тренировка в счете на нем позволяет укреплять связи полушарий человеческого мозга, заставляет их работать одновременно. Отсюда, кстати, умение детей, занимающихся по программам ментальной арифметики, одновременно считать и читать стихи. Методов развития мозга, на самом деле, много: решение логических задач и головоломок, игра в шахматы, изучение иностранных языков и даже отгадывание кроссвордов. Но счет на древнем абакусе, как его называют на латинский манер, оказался не только весьма продуктивным, но и технологичным для перевода его в компьютерный вариант обучения и совершенствования навыков. Ребенка учат считать в процессе игры. Цифры для него — не просто известные нам со школы иероглифы индо-арабского происхождения от 0 до 9, а вполне конкретные количества костяшек, то взлетающие в «небо» при сложении, то падающие на «землю» при вычитании. Вначале детвора при счете шевелит пальцами, как будто перед ними невидимые счеты, но потом и это становится ненужным — ребенок начинает бегло считать в уме. По-житейски этот навык, в отличие от беглого чтения, может показаться не слишком уж и нужным. Разве что обсчитать такого человека невозможно ни одному торговцу, не получится. Но на самом деле беглый счет наделяет того, кто им владеет, и другими возможностями, например, умением справляться с быстрым усвоением больших потоков информации. Почему, собственно, и заинтересовала ментальная арифметика преподавателей во многих странах мира — дети улучшают свои показатели в других сферах, порой самым неожиданным образом. Ребенок, который раньше не рисовал, вдруг начинает это хорошо делать. Лучше заучивает стихи, легче усваивает иностранные слова. А поскольку все эти изменения замечают не только преподаватели, но и родители, число детей, занимающихся в студиях ментальной арифметики, неуклонно растет — нет рекламы лучше, чем «сарафанное радио». 

Как и многие другие модные западные веяния, ментальная арифметика всерьез заинтересовала россиян — таков уж наш национальный характер. Как говорил Маяковский, «глазами жадными цапать все, что у нашей земли хорошо и что хорошо на Западе». Центры обучения появились вначале в Москве, а сегодня уже и в Одинцово. С ростом числа занимающихся появляются планы дальнейшего расширения, появления новых площадок, ближе к дому.   

Не верите в рассказанное?  Проверьте сами. Центр  «AmaKids» проводит бесплатные показательные уроки для всех желающих.

Наши адреса: 

  • г. Одинцово, ул М. Жукова, 38 КСЦ "Мечта"
  • п. Лесной городок, ул. Центральная, 8, ТРЦ "Городок"

В октябре планируется открытие центра в 5 микрорайоне

Запись на пробные занятия по телефону 8 (916) 767-94-96