Профессия доверия

Кандидатура педагога-психолога районного центра «Сопровождение», лауреата областного конкурса «Педагог-психолог Подмосковья-2016» Вероники Менситовой также будет представлена на районной Доске почета «Их назвали лучшими».

Текст и фото Валерия БАРАНЦЕВА

В юные годы Вероника Менситова много рисовала, мастерила и очень любила читать. Особенно ей нравились приключенческие романы и всевозможные романтические истории. Твердого намерения стать психологом у нее не было, но еще в школе друзья и одноклассники замечали за ней способности сопереживать, поддерживать и помогать советом. Тонкостям своей будущей профессии она обучалась в Уфе, в педагогическом университете имени Мифтахетдина Акмуллы. Начала работать по специальности еще на четвертом курсе – в школе-интернате для детей с задержкой психического и речевого развития, а спустя год устроилась в республиканский детский дом.

– Там я впервые столкнулась со спецификой работы в учреждениях интернатного типа, –рассказывает Вероника Менситова. – При общении с такими детьми обычных профессиональных знаний и навыков мало, здесь нужен определенный жизненный опыт. Именно там я усвоила, как непросто заслужить доверие ребенка и как легко его потерять, если относиться к воспитаннику формально. В тот период я впервые приняла участие в смотре профессионального мастерства и стала лауреатом республиканского конкурса «Лучший педагог детского дома-2009».

В Одинцово Вероника Менситова переехала в 2011 году. Здесь продолжением ее карьеры стал районный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Сопровождение». Руководство центра направило ее в гимназию №13, в которой она и сегодня ведет прием преподавателей и учеников. Вероника Менситова также является районным координатором по работе с ребятами «группы риска» и проводит консультации для детей и родителей, попавших в трудную жизненную ситуацию на базе районной Комиссии по делам несовершеннолетних.

С какими вопросами обращаются школьники к психологу? Это может быть ссора с родителями, непонимание со стороны старших, боязнь отвечать перед классом у доски, слабая успеваемость, конфликты внутри подросткового коллектива, проблема с адаптацией в новом классе и многие другие. За рекомендациями по воспитанию своих чад и профессиональной помощью к Веронике Менситовой нередко приходят и родители учеников. Помимо этого, у школьных психологов есть объемный рабочий план, куда включены занятия с одаренными детьми и ребятами с ограниченными возможностями здоровья, выступления на родительских собраниях, профориентационные беседы со старшеклассниками и профилактическая работа, направленная на популяризацию  здорового образа жизни и позитивного взгляда на мир.

– Конкурс на звание лучшего педагога-психолога района стал хорошей площадкой для моего профессионального роста, – считает Вероника Менситова. – В нем было несколько этапов: представление рабочего портфолио, творческий рассказ о себе и технологиях своей практики и открытое учебное занятие. Свое мастерство на этом смотре могли представить психологи не только школ, но и детских садов. Нездоровой конкуренции между нами не было – конкурс проходил в очень доброй и дружелюбной атмосфере. На областном этапе, куда я попала как победитель муниципального смотра, участников после каждого испытания ждал серьезный отсев. Финалистам организаторы подготовили особенно сложное задание – «кейс»: смоделированную двумя студентами-актерами проблемную ситуацию. Встретившись с ними в режиме реального времени, мы должны были провести психологическую консультацию и обосновать свои профессиональные действия. У всех моих коллег вводные были одинаковые – демонстративное поведение подростка, однако следить за выступлениями друг друга мы не могли. Победителем я не стала, но вошла в восьмерку лучших педагогов-психологов Подмосковья. С учетом того, что в конкурсе участвовало около 40 человек, это хороший результат. Я постоянно стремлюсь к саморазвитию, активно участвую в различных тематических конференциях  и семинарах как российского, так и международного уровня, публикуюсь в профильных изданиях и разрабатываю собственные занятия и программы. 

Что же все-таки мне нравится в моей профессии? Возможность помогать людям и себе. Это делает мою жизнь богаче и наполняет ее смыслом. Я убеждена, что у каждого человека есть все, чтобы быть счастливым, а психолог просто является неким проводником, который помогает «заблудившемуся» найти дорогу к себе.