В один день с самим Александром Островским

Народный коллектив Одинцовского любительского театра отметил свой десятый юбилей посещением дома-музея великого русского драматурга Александра Островского.

Текст Ирина КОМЕЛЬ, фото автора, из архива театра и Екатерины ИНДРИКОВОЙ

Идея отметить круглую дату в гостях у знаменитого драматурга, в его уцелевшей деревянной усадьбе в центральной части Замоскворечья, принадлежала художественному руководителю, режиссеру и актрисе театра Светлане Лапшиной. Тем более что Александра Островского можно считать своеобразным покровителем Одинцовского любительского театра – первый спектакль здесь был поставлен по его пьесе, и премьерный показ состоялся как раз в день его рождения – 31 марта.

В первые годы своего существования театр поставил три спектакля по пьесам Александра Николаевича и снова возвращается к его творчеству. К юбилею восстановлен первый спектакль театра «Не все коту масленица». А в планах, по крайней мере, одна новая постановка по пьесе Островского.

В феврале этого года театру присвоено почетное звание народного. А начиналось все с Мамоновской сельской библиотеки, любезно приютившей молодой любительский коллектив. Но в библиотеке не было сцены и катастрофически не хватало места для репетиций – приходилось собираться на по квартирам. У первопроходцев не было ни костюмов, ни декораций, ни даже постоянного актерского состава.

Первым руководителем и режиссером Одинцовского любительского театра стал выпускник Московского государственного института культуры Андрей Переславцев, а  первой репетиционной площадкой стал Баковский клуб со своей маленькой сценой. Но театру сразу удалось завоевать интерес и любовь зрителей. О театре заговорили, о нем стала писать местная пресса. В Баковском клубе с успехом прошли спектакли «Свои люди – сочтемся», «Человек, который платит» и «Добрый папенька». В этом спектакле Светлана Лапшина дебютировала уже не только как актриса, но и как режиссер театра.

Связать профессиональную деятельность с театром она мечтала с детства. Но судьба распорядилась иначе, и ей пришлось получить более практичную специальность – дошкольного педагога. Прошло немало лет, прежде чем Светлана решилась осуществить детскую мечту, оказавшись в числе четырех энтузиастов, стоявших у истоков создания Одинцовского любительского театра. Надо сразу сказать, что любительский спектакль – дело неприбыльное и очень затратное. Финансировать постановку приходилось самим  актерам. И постепенно энтузиазм в единомышленниках Светланы угас. Она же решила не сдаваться и продолжать начатое дело, взяв «штурвал» в свои руки. Практический навык у Светланы был, она успела проверить себя и поверить в свои силы. Но чтобы развивать начатое театральное  дело, понадобилось профессиональное образование. И почти в сорок лет она поступила в Московский институт культуры на театрально-режиссерский факультет по специальности «Режиссура любительского театра». В это же время вела на баковской сцене детскую театральную студию.

В 2011 году коллектив театра перебрался под гостеприимный кров Немчиновского культурно-досугового центра. Здесь появилась масса новых возможностей. Выступать На немчиновской сцене начали показывать свои спектакли   дружественные театральные коллективы. В Немчиновке стали ставить свои работы студенты и педагоги театрально-режиссерского факультета МГИК. А в спектаклях театра, наряду с основным составом актеров, приезжали играть выпускники театрально-режиссерской кафедры МГИК. Ведущие театральные педагоги и профессиональные режиссеры и теперь нередкие гости театра. Они приезжают на спектакли и оценивают работу коллектива. Сегодня театр вполне «встал на ноги». Актеры  участвуют в различных фестивалях и конкурсах, гастролируют. Театр неоднократно становился победителем и лауреатом «Одинцовских самоцветов», «Театральных витражей», «Апельсиновой березы», «От монолога к диалогу».  

Театр активно сотрудничает с городскими библиотеками, домами культуры района и актерами ТЮЗа города Королева. Одно из направлений этой работы – вечера памяти российских актеров кино и театра. Ближайшая апрельская встреча из этого цикла состоится в Мамоновской библиотеке. В планах программа, которая расскажет об артистах – участниках Великой Отечественной войны.

На базе Немчиновского КДЦ театральный коллектив формирует фонд театральной специализированной литературы. Ежегодно проводит конкурс, посвященный Георгию Милляру, – «Самая обаятельная и привлекательная Баба-Яга», а заодно и организует сопутствующие творческие выставки.

В планах коллектива участие в конкурсах международного уровня и фестивальных мастер-классах. Актеры планируют отправиться летом на театральный фестиваль в Саратов со  спектаклем «Не все коту масленица». С 2013 года при театре появилась детская студия «На маленькой сцене», в которую вошли ребята, из театрального кружка под руководством Марии Овчинниковой. Она же стала и художественным руководителем студии. В программе работы с детьми предусмотрены тренинги по сценической речи, актерскому мастерству, сценическому движению. Маленькие артисты в прошлом году были отмечены даже на международном фестивале «Московские звезды». Детская  студия настолько активно развивается, что, по мнению Светланы Лапшиной, скоро опередит по уровню актерского мастерства взрослых актеров.

В основной труппе сейчас 12 актеров. Каждый –  настоящий самородок. У большинства нет профессионального образования, но накоплен огромный сценический опыт. Кроме того, в театре поощряется самообразование и чтение специальной литературы. В числе влившихся два года назад новичков – актриса драматического театра и кино Мира Умарова и актер драматического театра «Вернадского, 13» Сергей Карпович. Есть и совсем юные дарования. Например, актриса Ольга Яловая, выросшая в детской студии театра и уже пятый год работающая со взрослыми актерами. Невозможно не упомянуть и «старожилов» театра. Это блистательная троица – Расул Османов, Дмитрий Федаков и Алексей Цымбал.

Но все-таки Светлана Лапшина строго придерживается позиции, что основа театра – коллектив, а не наличие в нем отдельных гениев. А в плане самоотдачи ее актеры – те редкие люди, кто после работы способен вечером найти силы и время, чтобы прийти на репетицию. И три дня в неделю по три часа официально, а на самом деле – гораздо больше, посвятить театру. А ведь с утра снова на работу. Такое по силам лишь тем, кто самозабвенно любит театр и не может без него жить. Потому-то актерская профессия и является штучной.