Заходя в зрительный зал, закрывайте глаза

Вам когда-нибудь приходилось попадать в театр, в котором ничегошеньки не видно? Не в смысле: выбило пробки за 5 минут до начала представления и вся труппа носится со свечками, пытаясь, хоть как-то выйти из сложившейся ситуации, а «не видно», потому что так положено? На первый взгляд такая идея кажется почти безумной. Как же можно смотреть постановку, если её невозможно как следует разглядеть? А между тем независимый проект «Спектакли-невидимки» уже 5 лет доказывает, как слабовидящим, так и обычных зрителям, что зрение в театре – не самое главное.

Текст Анна ТАРАСОВА, фото из архива авторов проекта

Как всё происходит?

Вы проходите в зрительный зал и на кресле обнаруживаете повязку на глаза, вроде тех, которые используют для сна. Перед началом спектакля вас попросят её надеть. А дальше главная ваша задача – как можно быстрее расслабиться, отвлечься от мысли о том, что обычно в театр вы ходите немного не так, и постараться ничего не упустить. Ведь отсутствие визуального ряда  полностью компенсируется звуками, запахами, дуновением ветра, прикосновениям ткани и прочими приёмчиками, с которыми классическая сцена обычно не связывается. 

Что удивительно, такие нестандартные ходы не только восполняют временно отсутствующее зрение, но и позволяют погрузиться в происходящее на сцене действо глубже, чем когда бы-то ни было до этого. Ведь, по сути, вы уже не смотрите со стороны некую постановку, вы фактически находитесь внутри спектакля.

Принюхиваетесь к аромату жареной дичи, случайно сталкиваетесь со спешащим пешеходом, чувствуете, как подрагивает под вашими ногами пол, когда персонажи истории проносятся мимо… А в момент, когда героям той или иной пьесы приходится перенестись из одного места в другое по воздуху, вы, не вставая со своего кресла, можете каждой клеточкой кожи ощутить, что значит - летать безо всяких там самолётов.

«Доступным для обычных гостей наш театр сделали слабовидящие зрители»

Ксения Дмитриева, автор и руководитель проекта «Спектакли-невидимки»:
- Когда я училась в литературном вузе, у нас были занятия по речи. И на одном из них педагог познакомил нас со слепым; тот являлся руководителем благотворительного фонда, который среди прочего, выпускал диски с аудио-сказками и дарил их слепым детям по всей стране. Нам предложили принять в этом проекте участие. Собственно из данной акции и возникла идея первого спектакля-невидимки. Реализовать её полноценно, правда, получилось лишь 5 лет назад, когда я познакомилась с режиссером и сегодняшним соавтором проекта Екатериной Негруца.  Вот тогда всё, наконец, сложилось правильно. Нас поддержали актёры Театра Булгакова, и через три месяца репетиций мы поставили наш первый спектакль «Вольке», который был рассчитан исключительно на слепых зрителей. 
Так как люди в зале были лишены возможности воспринимать визуальную составляющую, необходимо было найти способы её заменить. Поэтому мы сразу наполнили спектакль запахами и тактильными ощущениями. Просто поставили эксперимент. А потом поняли, что создали, по сути, новый формат. 
Этот проект мы через некоторое время повезли на фестиваль в Ульяновск и, неожиданно для нас, на него пришли не только слепые, но и слабовидящие. Именно благодаря им и родилась идея раздавать маски гостям. Так спектакли-невидимки стали доступны любому зрителю.

«Мы ставим историю, написанную слепой девочкой»

За последние 5 лет независимый проект объехал 35 городов со своими представлениями. Сейчас в их репертуаре «Вольке» - программа, рассчитанная на слабовидящих и незрячих детей, а также «Чучело» и «Рождественская история». В данный момент в разработке новый спектакль, в котором режиссёры планируют задействовать и слепых актеров. Историю, которая сейчас находится у режиссёров в разработке, написала незрячая девочка.

- В числе прочих акций мы ежегодно проводим литературный конкурс для слабовидящих детей, - рассказывает Ксения. - В этом году в нем победила работа 12-летней Алины Барсуковой из Саратова. Она написала текст, который поразил нас настолько, что мы решили его поставить. Уже сейчас ясно, что это будет несколько разных новелл, и в некоторых из них запланировано участие незрячих актеров. Сейчас мы завершаем подготовку сценария и собираем средства на базе краудфандинговой компании Planeta.ru (там можно найти наш проект по названию «Играющие в темноте»). Ближе к осени будем проводить кастинг. 

Кстати, поддержать этот проект может любой желающий. На указанном сайте актеры театра и их друзья предлагают вам поучаствовать в различных обучающих мастер-классах – по технике речи, например, или основам сценического боя – за взнос в фонд будущего спектакля. 

- Если мы представим жизнь незрячего человека, то окажемся в реальности, где практически каждую минуту приходится встречаться с чем-то новым. Ведь невидящий  не знает точно, что находится рядом, и любой следующий шаг может приносить ему неожиданные открытия. Так и наши акции как раз о том, что и вы тоже можете сделать шаг во что-то неизвестное вам до этого, попробовать что-то новое. А заодно и стать одним из людей, которые помогут нашему театру запустить спектакль с участием незрячих актеров, - поясняет задумку Ксения. - Нам интересно, чтобы люди, которые этого достойны и не обделены талантом, могли самореализоваться и зарабатывать этим деньги. 

Из чего состоит призрак?

- Какие преимущества и дополнительные возможности даёт вашим актерам формат спектакля-невидимки?
- Мы имеем возможность брать фантазийные темы и обыгрывать образы, которые в обычном театре очень сложно показать. Можем заставить зрителя по-настоящему прочувствовать полет или перемещение героя из одной реальности в другую. Звуковые эффекты, объёмность наполнения ими пространства и прикосновения к людям, сидящим в зале, позволяют нам погрузить их в ощущение того, что они находятся в старинной таверне или на площади большого города, где вокруг постоянно снуют прохожие. Мы даже можем убедить вас в том, что за вашей спиной стоит настоящее привидение и вы действительно почувствуете его присутствие. 

- Из чего составляются ощущения мест? Приведи примеры...
- В «Вольке» есть трактир. Он состоит из потрескивания свечей и запаха воска, похрапывающих за спинами зрителей мужиков, спящих за своими столиками, звона кружек, скрипа двери, когда кто-то заходит, грохота упавшего ведра, которое случайно задевают ногой… А учитывая, что по сюжету неподалеку пролетает призрак, его мы создаем с помощью дуновения ветра и легкой прохлады. Действительно возникает ощущение, что мимо прошло что-то ощутимое и при этом бестелесное.

В «Чучеле» есть две сцены возле костра. Первая, когда все вместе сидят у огня, вторая – когда сжигают чучело. Там основное - треск поленьев, тепло, почти до жара, легкий запах гари и осенних листьев.  

Сочельник в одном из домов в «Рождественской истории» - это запах ванили, корицы, топот танцующих ног, задевающие вас подолы платьев, звон кружек, смех и музыка, играющая в доме.

К слову, не только чтение текста, но и игра на музыкальных инструментах во время спектакля происходит вживую. В «Рождественской истории» актеры одновременно «играют роли» и создают музыкальное сопровождение. На сцене среди прочего - гитары, виолончель, альт, бузуки, кахон.

Чем на самом деле пахнет жареная дичь?

За время постановки зритель успевает ощутить десятки разнообразных звуков и запахов. Но если с топотом, хрустом, шелестом и звяканьем всё, в целом, понятно, то по ароматам возникают определенные вопросы. Когда в миллиметре от своего носа ты четко распознаешь запах жареного мяса, невольно задумываешься о том, как достигается этот эффект. Ну не носят же, в самом деле, по залу, от зрителя к зрителю блюдо с только что снятой с огня птицей?

- Мы используем, как масла и прочие ароматизаторы, распыляемые по залу, так и живые запахи. В «Рождественской истории» есть эпизод, когда семья сидит за столом и готовится разрезать только что поданную птицу. Так вот, когда этот спектакль мы показывали впервые, то приносили специально для этой минуты жареную курицу, - с улыбкой вспоминает Ксения. - Думали, что её запах прекрасно дополнит общую картину. А оказалось, что она не пахнет абсолютно, особенно если остыла. И вот спустя некоторое количество экспериментов в этом направлении (ну что за рождественский стол без запаха, напоминающего о жареной индейке?) мы нашли очень неожиданное решение. Необходимый нам аромат очень легко создавался при использовании жареного чеснока и картошки.

Как работать с незрячими актёрами?

- В планируемом проекте, где вы планируете задействовать невидящих артистов, спообны возникнуть определенные сложности. Они элементарно не смогут подсмотреть текст при необходимости, да и передвигаться по залу им наверняка будет сложнее, чем остальным. Как вы планируете справляться с этим?

- На самом деле, у незрячих память гораздо лучше, чем у нас с вами, например, - утверждает Ксения. - Мы имеем опыт работы с такими актерами. Дело в том, что в рамках нашего проекта существует не только театр, но и творческая мастерская, работающая со слепыми и слабовидящими детьми. Её преподаватели занимаются, в том числе и театральной подготовкой. Поэтому, даже если какие-то сложности на начальных этапах возникнут, я думаю, мы довольно быстро их решим. Кроме того, у нас есть незрячие консультанты, которые смогут оказать и нам, и нашим новым актерам необходимую поддержку. А вообще для того, чтобы слабовидящие артисты чувствовали себя более комфортно, достаточно учитывать ряд нюансов, которые облегчат им жизнь, и всё. Простой пример: для того, чтоб такие актёры могли свободно передвигаться в процессе спектакля по зрительному залу, мы планируем покупать тактильную плитку. Подобную вы можете увидеть на улицах города перед каждым светофором. Выпуклая и ощущаемая ногами она выкладывается именно для незрячих пешеходов. Собственно, из сочетания таких деталей и складывается забота о незрячих. Предусмотрев подобные мелочи, мы сможем сделать их пребывание на сцене вполне комфортным и безопасным.

- Кто может попробовать свои силы на вашем кастинге? Что будет самым главным критерием?
- Важнее всего хорошая дикция и голос, конечно. То, насколько человек, используя только их, способен передать характер персонажа. А ещё мы очень заинтересованы в людях, которые могут быстро перестраиваться и играть в одном проекте нескольких героев. В остальном никаких ограничений нет. Найдя в интернете наши контакты ближе к осени, вы легко сможете договориться о прослушивании. И кто знает, возможно, именно вы – один из тех новых актеров, которых мы ищем.