Когда запах краски приятнее любых духов

До конца мая в КСЦ «Мечта» продлится художественная выставка, созданная учениками детской школы искусств «Классика» и посвященная ее 55-летию. На мой взгляд, эти работы действительно стоят того, чтобы их увидеть. Они будут интересны как для обычных зрителей, так и для родителей, которые раздумывают над тем, куда отдать сына или дочь обучаться живописи.

Подготовила Анна ТАРАСОВА

На этаже представлен, по сути, весь путь эволюции, происходящей с детьми на художественном отделении – от первых неуверенных рисунков до действительно профессиональных работ. Корреспондент «НЕДЕЛИ» побеседовала с педагогами «Классики» о том, каково это – учить  художников и одновременно быть ими.

Путь к абстракции лежит через реализм

Как оказалось, одно без другого категорически невозможно. Либо ты художник до мозга костей, либо педагога живописи из тебя никогда не выйдет.

Елена Трушникова, заведующая художественным отделением одинцовской детской школы искусств «Классика»:

– Ретроспективную выставку работ наших учеников – подготовишек, а также тех, кто выпускался у нас много лет назад и выбрал для себя профессию художника, мы проводим впервые. Некоторые из наших выпускников сейчас работают в «Классике», учат следующее поколение детей изобразительному искусству. Всегда приятно, когда замечательно рисующие люди готовы не просто развивать свой талант, но и делиться опытом.

– То есть в вашей специальности правило «не смог сам добиться успеха – пойду учить других» не применимо?

– Это не то направление, где подобные фокусы могут сработать. Чтобы учить рисовать, недостаточно академических знаний, здесь необходимо самому быть художником и очень хорошим. Настолько, чтобы в любую минуту взять кисть и показать как новичку, так и подростку, готовящемуся к выпуску, как улучшить его картину. Для этого надо развиваться и учиться новому каждый день. Художник не может позволить себе перерыв на день, неделю или месяц... И это даже не про утрату мастерства. У настоящего представителя нашего вида искусства просто не получится не рисовать. Я по себе знаю: стоит увидеть что-то затрагивающее, и тут же руки начинают чесаться, хочется создать что-то свое на этих эмоциях. Плюс ко всему ежегодно на областном уровне проводятся отдельные выставки для преподавателей художественных отделений и школ. И хотя бы раз в два года выставляться важно. А это очень серьезный дополнительный стимул к развитию.

– На выставке нет абстрации. Этому есть причины?

– Выбор стилистики каждый в итоге сделает свой, но прежде всего мы учим всех рисовать именно в реалистичной манере. Еще Сальвадор Дали говорил: «Сначала научись писать, как великие, а потом делай все, что хочешь». Иначе никакой авангард тебе недоступен. Поэтому, чтобы перейти в более абстрактную стилистику, сначала очень важно хорошо научиться создавать реалистичные сюжеты. Именно из этих основ вырастает мастерство. Поэтому-то любой автор, картина которого людям, далеким от живописи, кажется набором мазков, профессионалам, знающим законы цвета и композиции, более понятна. Тот же Малевич всегда объяснял, почему он берет именно такой цвет, именно этот формат. К своему «Черному квадрату» он, на самом деле, очень долго шел. Просто до абстракционизма и его правильного понимания необходимо дорасти. Наши выпускники могут творить в самых разных направлениях, но без знания классического рисунка им это было бы недостижимо.

Сколько может рисовать настоящий художник

После таких разговоров пообщаться с молодыми художниками, решившими работать в «Классике», было особенно интересно. Мария Строганова и Виктория Князева – преподаватели художественного отделения школы искусств. Несколько лет назад учились здесь же. На повторенный вопрос о том, важно ли на их взгляд педагогу изобразительного искусства самому быть талантливым живописцем, отвечают одинаково и без тени сомнений: «Конечно, иначе какой из него преподаватель?»

– Без ежедневной практики изобразительное искусство преподавать невозможно. – объясняет Виктория. – Даже если приходится куда-то уехать, неотъемлемая часть багажа – это блокнот, карандаш, фломастеры, по возможности – краски. Без этого набора я никуда не отправлюсь.
 
– То есть выехала ты отдыхать на природу, например, а у тебя с собой непременно работа?

– Так это же и есть отдых, увлечение и одна из главных радостей в жизни. Для нас это не работа, а любимое занятие, от которого очень сложно оторваться ради чего-то другого. Даже, выехав на природу с ночевкой, я просыпаюсь часа на четыре раньше, чем все остальные, беру собаку и иду, например, рисовать рассвет. Никого это уже не удивляет: и знакомые, и родные давно привыкли, что без живописи я себя просто не представляю.

– Это невероятно затягивает, – добавляет Мария. – Очень популярная фраза в моей семье, например, «Прекрати уже хоть на какое-то время рисовать, займись делом».

– Сколько же ты в день можешь рисовать?

– Если гипотетически мне не нужно будет отвлекаться на что-то, то часов семь-восемь точно от холста не оторвусь. Это сложно объяснить не рисующему человеку. В живописи своя особая атмосфера. Это наша жизнь… Да вы посудите сами: нормальные женщины на что тратят деньги? На духи, украшения, косметику. У художников же все свободные средства уходят в художественные магазины. И один из любимых запахов – это не парфюмерия, а ароматы красок и растворителя. Это вам любой рисующий подтвердит.

– Честно говоря, всегда предполагала, что живописью занимаются по вдохновению: нахлынуло раз в месяц, значит, так и рисуешь…

– Это заблуждение многих детей, которые приходят учиться живописи, – улыбается Виктория. – Они искренне планируют создавать шедевры, исключительно, когда нахлынут эмоции. Но в нашей профессии все так не работает. Если ждать вдохновения и брать кисть в руки только, когда его ощутила, никогда и никуда не продвинешься, не вырастешь профессионально. Каждый день нужно работать. Иногда, если не хочется вдруг, даже заставлять себя, но непременно стараться рисовать семь дней в неделю.

– Что же помогает художникам, если не вдохновение?

– Амбиции, – уверена Мария. – На первом курсе каждый школьник, только-только научившийся рисовать, думает: «Да ведь я – настоящий гений, единственный из всех, кто сидит в этом классе. Правда, никто этого пока не знает, но скоро они все поймут». Такие мысли в голове абсолютно у любого начинающего художника. С опытом эта соревновательность, к слову, никуда не уходит, просто соревнование теперь не с другими, а с самим собой. 

Что они рисуют?

– Что сейчас сильнее всего волнует вас как живописцев? Что главное в вашем подходе к своим картинам?

Виктория:

– Я очень люблю социальную  тему. Вот здесь на выставке, например, представлена картина «Бродяга». Она про бездомных собак. Одна из них лежит на дороге, а мимо идут толпы людей, которые не обращают на нее никакого внимания. Я не могу проходить мимо таких  животных, мне каждого бездомного котенка и щенка жалко, хочется им как-то помочь, устроит. Это очень трогающая меня тема, она всегда со мной. Я часто думаю об этой проблеме, и мне хотелось бы, чтобы увидев эту картину, люди задумались о судьбе бездомных животных, стали хоть немного отзывчивей. Это мой способ обратить внимание общества на значимую для меня тему.

Мария:

– Что для меня сейчас важно в моей работе? Знаете, есть музыка ради смысла и содержания, а есть та, которая создается ради красивого звучания. Вот меня сейчас очень увлекает звучание цвета. Работа с ним перекрывает весь смысл, содержание работы. Ведь цвет невероятно разнообразен: он способен пульсировать, взрывать, успокаивать, если работать им правильно. Цвет может многое. Представьте, если бы у вас комната была алая – вы бы кидались на всех, кто живет рядом. А сиреневый создал бы прямо противоположное настроение. И это мы говорим просто о цветах, не рассуждая об оттенках. Вот разбираться в этой теме, экспериментировать в ней для меня сегодня интересней всего.