«От деревьев же получается красота!»

Хороший совет: если вдруг по воле случая вас отправляют на мероприятие по посадке деревьев, обязательно берите с собой детей. Как показала прошедшая в детском саду №39 акция по закладыванию аллеи памяти, для малышни вся эта катавасия с землей, лопатой и саженцами – настоящий праздник.

Текст и фото Анна ТАРАСОВА

– Наша аллея памяти состоит из девяти остролистных кленов от главы района и 10 берез от мэра Одинцово. Сотрудники питомника привезли деревья заранее, вырыли для них специальные луночки, подготовили почву. Так что нам с детьми и родителями осталось лишь аккуратно их посадить и поставить памятную табличку, – рассказывает заведующая Мария Ежова. – Вторая акция у нас была посвящена блокадникам Ленинграда. Это полностью заслуга и инициатива родителей. С их помощью мы заложили фруктовый сад – высадили семь яблонь. Решили, что это одно из самых символичных деревьев, чтобы почтить память о подвиге ветеранов и блокадников. Это наш способ показать, что жизнь продолжается. Появляются новые плоды на деревьях, и мы тоже находим свое продолжение в потомках. 

– Почему вообще в  детском саду и аллея памяти?
– Так как мы большое внимание уделяем патриотическому воспитанию, то решили, что хорошо будет не просто рассказывать о тех событиях, а показать детям, что память можно выражать в поступках. Теперь каждый ребенок, который присутствовал на этой акции, навсегда запомнит, что он со своими родителями посадил в аллее памяти дерево. Может, лет через 20 он придет уже  с собственным ребенком, покажет ему эту яблоню или клен и расскажет малышу, как сажал ее вместе с бабушкой и дедом. 
***
Да и вообще, это очень приятно, по-моему. Идти мимо детского садика, в котором ты когда-то рос, и знать, что во-о-он то вот дерево, которое сейчас уже перекинуло ветви через забор, поливал и закреплял в вырытой ямке именно ты. Еще в те невероятные времена, когда ты был совсем маленьким, а дерево – тоненьким саженцем.
***
Лопата как признак взрослости 
Дети так далеко в будущее, конечно, не заглядывают. Но когда им, наконец, позволяют приобщиться к посадочным работам, включаются в дело с самым искренним восторгом. До сих пор улыбаюсь, вспоминая картинку, на которой четверо мальчишек бегут, сжимая большущие лопаты в руках, оглашая территорию садика воплями: «Урааа, нам разрешили сажать! Мы теперь совсем как взрослые!» 

Если с кленами и березами старшее поколение преимущественно справляется самостоятельно, то яблони перед входом в садик действительно сажают дети. Держат саженцы в шесть рук, засыпают ямки, ну и, конечно, копают всем, что попадается под руку – от настоящих лопат до игрушечных совочков. Кто-то поодиночке, а кто-то штурмует те самые «лопатищи для взрослых» сразу по двое, так ведь веселее. Ну да, это только мы с вами считаем, что в закладке всяких там садов и аллей главное, чтобы деревце прижилось. Любой же ребенок уверенно скажет: «Когда что-то где-то сажают, самое важное, что можно копать».  

***
Детская мудрость: от 15 дубов до одного апельсинового дерева 
 

Егор Лапин, 6 лет:
– Самое интересное во всем этом – конечно, копать. Это ведь так здорово! Лопатой, по-настоящему, как все взрослые мужчины. Если бы мне позволили копать много и долго, я был бы очень рад.

– Дерево сажал сегодня или только ямы делал?
– Сажал, но как-то не спросил какое. Наверно, это была береза. 

– А если бы ты сам выбирал, какие деревья сажать, что выбрал бы?
– Дуб, потому что он точно вырастет самым большим из всех деревьев, которые я знаю. 

– Одно дерево посадил за сегодня и хватит? Или хотелось бы еще когда-нибудь повторить?
– Я вообще думаю, что правильнее всего посадить в жизни 15 деревьев, и лучше у своего подъезда, чтобы их каждый день видеть.

– А почему именно столько?
– Ну потому что я живу на 15 этаже, разумеется.

Настя Иванова, 5 лет:
– Сажать деревья – это очень интересно, и обязательно нужно делать это вместе с кем-то. Вот мы с Егором сегодня копали вдвоем, так было еще веселее. 

– А интересней копать вместе с мальчиками или с девочками?
– С мальчиками, конечно. Девочки копают серьезно очень, а с мальчиками смешно. А еще они сильнее, так что мальчики копают, а я им вроде как помогаю только, и при этом тоже копаю.

– Какое дерево ты посадила бы сама?
– Вишню, конечно. У нее вкусные ягоды с косточками, только их обязательно надо выплевывать. Вот. Так что я бы посадила у садика еще и две вишни, чтобы можно было выходить гулять и рвать яблоки и вишни, растущие рядом.

– Как ты считаешь, деревья сажать надо вообще?
– Обязательно. От них же красота получается. 

Своими взглядами на садоводство делятся, кстати, не только малыши, но и школьники. Алисе Зайнутдиновой семь лет, но сегодня она тоже в садике, пришла помочь младшей сестре Вике. С «уже ученицей» разговор, конечно, получился более серьезный и обстоятельный.

– Как взрослая девочка ты могла слышать, что деревья сажают на субботниках. А что это такое, знаешь?
– Я слышала это слово, но точно не помню его смысл. Кажется, это праздник такой. Наверное, он в честь какого-то человека, которого я не знаю. И на этом празднике все обязательно веселятся.  Если на нем все не радуются, значит, я думаю, получился плохой субботник.

– По-твоему, деревья важно сажать?
– Да, потому что если мы этого не будем делать, то не станет природы и кислорода.

– Если бы ты сама решала, какое дерево сажать и где, что бы ты выбрала?
– Я бы посадила возле дома апельсиновое дерево, чтобы можно было немножко подождать, когда оно вырастет, а потом утром выходить в школу, срывать апельсин и есть его по дороге. 

– А через сколько после посадки на нем должны появиться апельсины?
– Ну если много раз поливать и хорошо ухаживать за деревом, то дня через четыре должны уже быть.

– А с родителями ты делилась своими идеями?
– Да. Пока апельсиновое дерево мы не сажаем, но они обещали подумать.