​Малевич и Немчиновка

Открывая новые страницы истории Одинцовского района, я с удивлением узнала о том, что здесь в свое время часто бывал знаменитый художник Казимир Малевич. И с неменьшим удивлением – что сейчас об этом мало кто знает. Он очень любил поселок Немчиновку и даже завещал себя здесь похоронить. Так и случилось, но теперь могила художника утрачена...

Подготовила Мария БАХИРЕВА

Село Немчиновка возникло на месте вишневого сада, которым владели когда-то местные помещики – их усадьба находилась в соседнем селе Ромашково. Землю выкупили купцы братья Немчиновы. В конце ХIХ века они ходатайствовали о том, чтобы построить здесь железнодорожную станцию, и на свои же деньги построили здесь платформу для проходивших поездов. Вокруг начал разрастаться пристанционный поселок, сама Немчиновка стала популярным местом отдыха москвичей. В начале ХХ века здесь находилось имение Форштремов – владельцев Московской шоколадной фабрики. После революции она стала носить название «Красный Октябрь».

На полях выросли частные дома. Несколькими из них владел отец Софьи Рафалович, второй жены Казимира Малевича. Сам художник жил здесь до 1919 года, пока вместе с семьей не переехал в Витебск, а после в Ленинград. Но при любой возможности он приезжал в любимую Немчиновку и был здесь похоронен. Меня до глубины души поразил этот факт. Не знаю почему, но я всегда была уверена, что могила Малевича находится где-то в другом месте, может, даже не в России.

Даря вдохновение

При жизни Малевича Немчиновка, наверное, была совсем деревней – тихой, зеленой, уютной. Здесь он с удовольствием проводил время на природе и писал картины. В картине «Жница», например, можно узнать Никольский храм, который и сейчас находится в Ромашково. Вместе с друзьями, которые часто приезжали в Немчиновку, Малевич любил прогуливаться до соседних Барвихи и Ромашково.

Малевич жил в Немчиновке на Бородинской улице и так вспоминал об этих счастливых днях: «Там мы отдыхали, ходили за грибами... Обычно шли по дороге на нижнее Ромашково... И первый привал был под дубом, который одиноко стоял на поле, раскидистый, под ним было не жарко, как под шатром... Очень любил я природу, апрель и начало мая. Я уже не ходил на этюды, а работал в яблоневом саду при небольшом домике в Немчиновке. Этот сад и был моей настоящей студией».

Считается, что именно пейзажи Немчиновки подтолкнули художника к третьему этапу его творчества – фигуративной живописи. Могучие дубы, холмы, золотистые поля побудили художника освоить технику натурализма. Здесь он закончил рукопись «О новых системах в искусстве». В 1931 году в Немчиновке написал портрет своей дочки Уны, который сегодня хранится в стокгольмском Музее современного искусства.

Жизнь в Немчиновке и вне ее

В трудные голодные 1918-1919 годы художник вместе со своей супругой Софьей Рафалович полностью перебрался в поселок. В холодную пору года отсутствие электричества и дров для отопления делали жизнь на даче невыносимой. Кроме того, его молодая жена была беременна.

Когда осенью 1919 года Малевичу предложили поехать работать в Витебск, он вынужден был согласиться. Через полгода художник в третий раз стал отцом. Первое время семья жила вместе, но летом Софья с дочкой уехала в Немчиновку к родителям. Малевич скучал по семье и в скором времени вернулся в Петроград. Сняв квартиру, он перевез туда жену и дочку.

Питерский климат плохо отразился на здоровье Софьи: у нее обострился туберкулез. Казимиру Севериновичу вновь пришлось отправить жену с ребенком в Немчиновку. Он приезжал к ним при первой же возможности, поддерживал жену. Но 25 мая 1925 года Софья Рафалович скончалась.

После ее смерти Малевич оставил дочку на попечение бабушки Марии Сергеевны Рафалович, а сам уехал работать в Петроград. Как вспоминает Уна, несмотря на напряженные отношения с бабушкой, отец часто приезжал навестить ее с подарками. А после примирения с тещей он и вовсе гостил в Немчиновке целое лето.

В 1933 году на семейном совете Рафаловичи и Малевич решили, что в новом учебном году Уна должна жить уже с отцом в Ленинграде. Марии Сергеевне было тяжело расставаться с внучкой. Никто не знал, что расставание будет недолгим. Малевич же чувствовал, что прощается с Немчиновкой навсегда. В письмах друзьям он сожалел, что Немчиновка редко появляется в его картинах.

В последний путь

Как же получилось так, что место захоронения Малевича было утрачено? Он умирает в Ленинграде, его, как он и завещал, кладут в супрематистский гроб – в форме латинского креста (Казимир был крещен католиком), украшенный супрематистскими символами. Покойный в яркой одежде и цветных ботинках, с раскинутыми руками. На капоте грузовика, который везет это саркофаг, – изображение черного квадрата. Большая толпа провожает гроб к открытой платформе вокзала, откуда тело мастера везут в Москву в отдельном вагоне. Художника кремируют, урну с прахом отправляют в Немчиновку.

По его просьбе его похоронили под одиноким дубом 21 мая 1935 года. Сначала он выбрал место в Барвихе, на берегу Москвы-реки, куда часто ходил с друзьями пешком из Немчиновки. Но понравившееся место находилось в санитарной зоне Рублевского водозабора, поэтому выбор пал на Немчиновку. На дубе прикрепили доску с надписью «Здесь погребен прах великого художника К.С. Малевича (1878-1935)». С помощью Союза художников был установлен памятный знак: деревянный куб на кирпичном фундаменте.

Дальше война, всесоюзная стройка и забвение. В конце пятидесятых годов при расширении полей могилу художника не пощадили, дуб, под которым он был похоронен, выкорчевали и снесли остатки надгробия. В исторических источниках есть упоминание о детях, которые в первые военные годы раскопали могилу, достали урну с прахом художника, распотрошили ее в поисках драгоценностей, а прах рассыпали по земле.

Сейчас в Немчиновке есть два памятных знака, которые говорят о Малевиче, но настоящая могила утрачена. В сентябре 2015 года энтузиасты организации «Немчиновка и Малевич» перезахоронили куб земли с предполагаемого места захоронения художника, потому как оно оказалось во дворе уже почти полностью заселенного многоквартирного дома.

Ежегодно 21 мая местные художники отмечают день памяти Казимира Малевича, посвящая этой дате выставки. Есть у местных активистов и идея создания в Немчиновке культурного центра Малевича, музея. Правда, пока все это можно представить только в воображении, но энтузиасты не сдаются и уже разработали соответствующий проект. Возможно, со временем Немчиновка станет таким же местом притяжения почитателей художника, каким была при его жизни.