Зачем спасателю целлофановый пакет и бейсбольная бита

Как вы думаете, можно ли за одни выходные несколько раз откачать бездыханного человека, помочь подавившимся взрослым и младенцу, попасть в ДТП, ЧП на стройке и посидеть в ресторане с буйной компанией, а еще принять роды и захотеть стать пожарным, спасателем и врачом скорой помощи одновременно? Очень даже возможно, если это – курсы первой помощи.

Подготовила Мария БАХИРЕВА

После двух дней интенсивной учебы по оказанию первой помощи мне теперь кажется, что такие курсы нужно ввести обязательным предметом в школах. Ну правда, сколько мы получаем информации, которая нам никогда в жизни не пригодится, и как важно знать, что делать в ситуации, когда нужна первая помощь. 

Теоретический курс по программе Красного Креста, который я проходила в Москве, рассчитан на два полных дня – с 10 утра до семи вечера. После итогового теста выдается сертификат и удостоверение Красного Креста.

На занятиях в группе нас было 13 человек – семь девушек и шестеро юношей примерно одного возраста – приблизительно до 35 лет. Две молодые мамы, семейная пара, готовящаяся стать родителями, пожарный, хипстер, фотограф, журналист, пара-тройка офисных работников – вот такой смешанный состав тех, кто решил обучиться азам первой помощи. Занятия ведет Александр – спасатель с многолетним опытом.

Когда в субботу мы рассаживаемся на свои учебные места, то еще не знаем друг друга, а потому каждый прикрепляет на себя бумажку с именем. Маша, Александр, Дмитрий, Дима, Наталья, Сергей, Марина, Рума, Марина, Лена, Ольга, Сергей, Виктор – вот вся наша группа.

Итак, чему нас учит Саша?

День первый. Лучший друг спасателя – целлофановый пакет

Во-первых, алгоритму оказания первой помощи. На занятиях мы отрабатываем его много раз. Сейчас кажется – разбуди меня посреди ночи, и я вспомню, что и в каком порядке нужно делать: осмотреться на месте происшествия, оценить риски для себя и пострадавшего, проверить сознание, дыхательные пути и дыхание; если нет дыхания, провести сердечно-легочную реанимацию; если есть дыхание, уложить человека в восстановительное положение. И обязательно позвонить в скорую. Два главных пункта в оказании первой помощи – думать, что делаешь, и вызывать скорую.

Учит, как положить человека в восстановительное положение, если он в два раза больше и тяжелее тебя. За час рассказывает анатомию, которую медики зубрят по четыре года.

По очереди мы тренируемся применять на манекенах (а то и друг на друге) метод Хаймлиха – что делать, если человек просто подавился (то есть еще кашляет) и подавился так, что уже не может кашлять, а задыхается и синеет? Спасать, конечно. На этом этапе мы запоминаем фразу «Я знаю, что нужно делать. Я тебе помогу».

Дальше мы изучаем признаки сердечного приступа и способы спасения. Делим кровотечения на три группы: крови мало, крови много, фонтан крови. Запоминаем, как накладывать жгут и шину. Время наложения жгута нужно обязательно записать. Можно на лбу кровью – такие минутки черного юмора сопровождают нас во время всего обучения. Если случилось выпадение внутренних органов – ничего не вправляем, собираем все, что выпало, в целлофановый пакет или стакан, смачиваем водой и приматываем к месту выпадения. Если выпал глаз, его нужно обернуть влажной салфеткой и сделать повязку на оба глаза. В этот момент Саша показывает нам резиновую маску как раз с реалистично вывалившимся глазом в качестве наглядного примера. Кое-кто из девочек сидит с искаженным лицом. Но тема выпавших органов вызывает и неожиданные вопросы: что делать, когда ты в пустыне, голый, с выпавшими органами, а салфеточку смочить нечем. Этот несчастный голый из пустыни будет потом фигурировать у нас практически в каждом случае. Когда все понятно и ситуация отработана, возникает этот персонаж, чтобы поинтересоваться, как же мы будем его спасать.

Следующие темы в конспекте (а все самое главное мы аккуратно записываем в тетради) – травматическая ампутация (на любом уровне, кроме головы – это важно) и дырка в груди. Тут снова на помощь придет безотказный помощник спасателя – целлофановый пакетик. Не только, чтобы собрать в него ампутированное, но и чтобы максимально быстро загерметизировать зияющую рану. Я в этот момент думаю, как сложно устроен человек и как отлажено все у него внутри, что даже самые страшные травмы оставляют шанс на жизнь.

Вывихи и переломы, переломы позвоночника, черепно-мозговые травмы, травматический шок, транспортировка (ее частично отрабатывают на мне – юноши носят меня вдвоем в разных комбинациях) – оказывается, она различается во время военных действий, глобальных ЧС и в мирное время. 

Роды. В списке необходимых предметов наш старый друг целлофановый пакет и бейсбольная бита. Чтобы бить по рукам тех, кто попытается выдернуть из роженицы пуповину.

На родах заканчивается наш первый день обучения, и все уходят домой под не испытанными ранее впечатлениями. Практически все обязательно попробуют применить полученные знания на родственниках, ведь неизвестно, когда все придется применять на практике по-настоящему.

Мысль дня: если не сделать сердечно-легочную реанимацию человеку без дыхания и сознания, самые важные участки мозга, отвечающие за личность, начнут умирать через четыре-шесть минут. Сердце можно запустить и после этого промежутка времени, но вот вернуть к полноценной жизни, если время упущено, пострадавшего уже не получится.

День второй. Если что-то делаешь, не бойся, даже если это очень странно

Занятие начинается с практического вопроса: кого будем спасать первым, если перед нами четверо пострадавших: один без сознания, но дышит, второй без сознания и не дышит, третий подавился так, что вот-вот задохнется, а четвертый – подавившийся младенец. Кого бы вы выбрали?

Саша объясняет, что лучше всего вначале броситься к младенцу. Не только потому, что он ребенок, но и потому, что маленького размера. Его можно положить ближе к себе и держать состояние под контролем, пока будешь пытаться помочь другим. Порядок дальнейших действий уже не так важен, все зависит от собственного решения. В любом случае даже один спасенный лучше, чем ни одного.

На второй день в программе ожоги – термические, солнечные, химические и радиационные. Впрочем, к последним лучше вообще не соваться. Обморожение и переохлаждение. Высокая температура и отравления. Неотложные состояния, ведущие к потере сознания: эпилепсия, обморок, диабет, инсульт, астма, анафилактический шок, отек Квинке. Утопление и электротравмы. Готовность к ЧС.

А потом мы делимся на команды и начинаем играть. Первая ситуация – ДТП. В него попали водитель маршрутки, который практически не говорит по-русски, иностранец в салоне с чемоданом денег и травмой брюшной полости, отец с двумя подавившимися и подавленными детьми, укушенная змеей девушка, которая спровоцировала ДТП, случайный прохожий и пассажирка, которой дверью прищемило руку и оторвало два пальца. Роль пассажирки досталась мне. Театр абсурда, к которому прилагается живописный реквизит, – мне по роли даже пришлось разбросать «свои пальцы» вокруг. Вторая команда нас спасала, и вышел полный хаос – актеры с обеих сторон хохотали, хотя и пытались честно играть свои роли.

Потом мы поменялись ролями и стали спасать людей на стройке, где упал 20-метровый башенный кран, придавил людей, кого-то еще замкнуло электричеством, там же оказалась беременная женщина, которую только отвели в безопасное место, как она начала рожать.

А потом и вовсе водевиль – ресторан, где за одним столиком три девицы подавились синхронно. Одна просто (мне досталась самая легкая роль), другая совсем, а третья уже на полу практически без сознания и дыхания. Трое дебоширов за соседним столиком мешают спасателям выполнять свою работу, обещая набить морду и всячески участвуя в действии. Был и хозяин ресторана, который хоть и не пострадал физически, но находился в таком состоянии, что ему тоже впору было оказывать первую помощь. Играли весело, с азартом, вживаясь в роли и увлекаясь по-настоящему. Но в итоге спасти успели только двух девиц, а третью потеряли.

После этих игр мы сели писать тест по пройденному материалу. На 30 вопросов правильно никто не ответил, но в основном все были близки к этой цифре. Тому, кто написал бы без ошибок, полагался какой-то сюрприз. Мой результат – 28 из 30.

Учиться было интересно, хотя порой и сурово. К концу второго дня вся группа сроднилась. Думаю, этому поспособствовали игровые варианты, да и люди подобрались удивительные – разные, но хорошие, простые, настоящие.

Свои записи я открывала только после первого дня учебы, но, думаю, нужно регулярно повторять пройденный материал. Никогда не знаешь, где тебя поджидает доброе дело. А еще с собой в сумке или рюкзаке неплохо бы носить перчатки, маску и аптечку. На всякий случай.

Мысль дня: обведенная красным маркером в календаре дата и подписанная как «ДД» («Доброе дело») или «ОДД» («Очень доброе дело» – дни, когда вы спасли кому-то жизнь) – это хорошо, но пусть такое случается нечасто. А в некоторых случаях лучше и вовсе никогда.

Как правильно вызвать скорую помощь
Грамотный вызов скорой помощи может существенно сократить время прибытия бригады и спасти жизнь пострадавшему.

Для вызова скорой, позвоните по номеру 112 или 03. Диспетчер спросит, чем может вам помочь. Прежде всего его интересует следующая информация.

  • Пол: мужской, женский, количество пострадавших.
  • Возраст – примерно.
  • Что случилось: кратко, ДТП, человек без сознания и т.п.
  • Адрес: улица, дом, корпус, подъезд, этаж, номер квартиры, код подъезда или домофон (этим вы ускорите прибытие бригады). Точный адрес с ориентирами, как проехать. Если машина не сможет подъехать к самому месту ЧС, то где и кто будет встречать специалистов.
  • Кто вызвал – прохожий, родственник, сосед и т.п.

Оставьте свой номер телефона. У бригады могут быть уточнения по мере выдвижения к вам. Это особенно важно, если вы где-нибудь на автостраде или в месте, вам незнакомом.
Возьмите у диспетчера так называемый «номер наряда». Это позволит вам потом отыскать пострадавшего и поблагодарить врача скорой, если возникнет такое желание. 
Трубку нужно вешать только после того, как ее повесит диспетчер.

На заметку
«Золотой час» – так в медицине катастроф называют время, когда помощь, оказанная пострадавшему, является эффективной. Если драгоценные минуты упустить, то, по статистике, 30 процентов пострадавших, имеющих совместимые с жизнью повреждения, скорее всего, погибнут.

Только цифры

  • До 90% тяжело пострадавших могли бы выжить, если бы помощь им была оказана в течение первых девяти минут.
  • Только 15% удается спасти, если помощь приходит позже 18 минут.
  • В 6 раз снижается шанс выжить, если до приезда бригады скорой не оказать помощь тяжелораненому.