Где искать узкоколейку в Одинцово?

В Одинцово, молодом городе, не так много исторических зданий, одна из таких построек, сохранившихся с конца ХIХ века, – здание железнодорожного вокзала. Появление вокзала связано с развитием транспортной системы и новым этапом в истории Одинцовского района.
 
Подготовила Мария БАХИРЕВА
 
В 1870 году завершилось строительство железнодорожной линии Москва-Смоленск, тогда же появляется железнодорожная станция «Одинцово». Около станции был построен поселок, предназначенный для железнодорожников и заводских рабочих, по соседству с железной дорогой было основано несколько кирпичных заводов. Сырьем для кирпичного производства служили богатые одинцовские глины. Из одинцовского же кирпича в 1900 году по проекту архитектора Льва Кекушева было построено здание вокзала в стиле модерн. Внешне здание напоминает паровоз. В нем были залы ожидания для пассажиров первого и второго класса, буфет, отделение службы движения и багажное помещение. В специальной пристройке находился зал для особ императорской фамилии. Вокзал был из красного кирпича, фасадные украшения окрашены в белый цвет.
 
До каменной постройки на станции «Одинцово» для встречи царского поезда в 1896 году уже был построен вокзал – деревянный Царский павильон, спроектированный архитектором Федором Шехтелем и больше похожий на игрушечный терем. В кирпичном здании же проявились характерные особенности «кекушевского» модерна: арочные окна, широкие оконные обрамления, глубокие карнизы на изящных металлических кронштейнах. 
 
У Кекушева была и особая «метка» для своих работ: на фасаде здания или в отделке интерьеров встречались скульптуры львов или их маски. Архитектор говорил: «Во-первых, это царь всех животных. Во-вторых, он являет собой символ грозного стража. А в-третьих, должен ведь я как-то помечать свою очередную работу. Вот и ставлю завуалированную подпись: Лев». Скорее всего, такой знак был где-то и в интерьерах вокзала Одинцово, которые до наших дней не дошли.
 
Если о железнодорожной станции в Одинцово известно достаточно много – сохранились и проект строительства, и документы, и воспоминания современников, то о том, что в советские годы в Одинцовском районе было открыто и работало несколько узкоколеек, знают единицы. 
 
В начале ХХ века узкоколейные железные дороги строились по всей стране для обслуживания торфоразработок, лесосек, шахт, рудников и отдельных промышленных предприятий. Обычно их прокладывали в труднодоступные районы. Сегодня же, когда любое производство автоматизировано, а место людей занимают машины, узкоколейки уходят в прошлое. О почти исчезнувшей истории узкоколейных железных дорог теперь можно только прочитать, но не увидеть своими глазами.
 
Узкоколейная железная дорога Внуковского завода огнеупорных изделий
Свое начало дорога брала у кирпичного завода Шейкина (позже ставшего Внуковским заводом огнеупорных изделий), который располагался в Одинцово на территории нынешнего 8 микрорайона.
 
Ориентировочная дата открытия узкоколейной железной дороги – 1930-е годы. Узкоколейная железная дорога связывала территорию кирпичного завода с карьерами и со станцией «Одинцово».  
 
В 1942 году завод был в кратчайшие сроки преобразован в огнеупорный – в то время большинство предприятий, производивших огнеупорные изделия, оказались на оккупированной территории. В 1960-х годах на узкоколейную железную дорогу поступил по меньшей мере один мотовоз производства Калининского экскаваторного завода. 
 
На сегодняшний день узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Скорее всего, это произошло в 1970-х годах либо ранее. 
 
Узкоколейная железная дорога кирпичного завода №6
Одинцовский кирпичный завод №6 (бывший завод Якунчикова) находился севернее станции «Одинцово». Заводу принадлежала узкоколейная железная дорога, соединявшая его территорию с карьером, где добывали глину. Из воспоминаний местных жителей достоверно известно, что по состоянию на 1936 год здесь курсировал паровоз.
 
К настоящему времени узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Одинцовский кирпичный завод №6 был закрыт в 1970-х годах, на его месте сейчас многоэтажные жилые дома.
 
Узкоколейная железная дорога в Немчиновке
Вблизи станции Немчиновка существует насыпь с пешеходной дорожкой, хорошо знакомая каждому постоянному пассажиру электрички. Некоторые историки предполагают, что по насыпи во время Великой Отечественной войны могла проходить узкоколейная железная дорога, которая использовалась для доставки в Москву дров и продовольствия (вероятно, с ближайших сельскохозяйственных предприятий). 
 
Но как бы ни хотелось поверить в эту версию, скорее всего, она не соответствует действительности. Никаких документальных подтверждений существования узкоколейной железной дороги в этом месте пока что найти не удалось.
 
Узкоколейная железная дорога Кубинка-Часовня
Единственный источник информации о существовании этой узкоколейной железной дороги – карта масштаба 1:100 000, изданная в 1941 году. Согласно данной карте, узкоколейная железная дорога пролегала по направлению Кубинка – село Часовня (позднее было переименовано в Чапаевку) и далее, предположительно, к военным объектам. Протяженность дороги составляла около четырех километров. 
 
Не исключено, что в действительности по данному направлению пролегала не узкоколейная железная дорога, а подъездной путь широкой колеи. На сегодняшний день узкоколейка (в случае, если она когда-либо существовала) полностью разобрана.
 
Рельсовые пути узкой колеи в окрестностях Кубинки
На некоторых топографических картах на территории полигона вблизи Кубинки обозначены узкоколейные железные дороги. На самом деле это короткие рельсовые пути для перемещения мишеней. Они не являются полноценными узкоколейками. 
 
Это интересно
С середины XIX века стандартом на железных дорогах Российской империи, позже – СССР и Финляндии, а впоследствии и Монголии, была выбрана ширина колеи 1524 мм (пять английских футов). С мая 1970 года до начала 1990-х годов железные дороги СССР были переведены на колею 1520 мм.
 
Узкоколейная железная дорога – железная дорога с шириной колеи менее стандартной. Обычно узкоколейками принято называть железные дороги с шириной колеи 600-1200 мм. Дороги с меньшей шириной колеи называются микроколейками. До начала 1980-х годов второй по распространенности в СССР шириной колеи после стандартной была 750 мм.
 
При подготовке использовались материалы сайта http://infojd.ru