Всё по-взрослому

Во всех школах Одинцовского района 10 сентября состоялась деловая игра «Школьный референдум».

Текст и фото Ирина КОМЕЛЬ 

В этот день в каждой школе был оборудован участок для голосования. Подготовку и проведение школьного референдума взяли на себя комиссии, сформированные из учеников старшей возрастной параллели. В инициативные группы школ вошли педагоги и учащиеся 9-11 классов. Все вопросы, предложенные на референдумы, выносились инициативными группами коллегиально. В каждой школе они были свои. Например, о единой школьной одежде, о создании коллегиальных органов школьного самоуправления, о газете для школьников, а также множество других вопросов, которые регулируются локальными нормативными актами школы. 

Практическая подготовка к взрослой жизни

Выяснять, что такое «Школьный референдум» и чем он отличается от обычного референдума для взрослых, корреспондент «НЕДЕЛИ» отправилась в Одинцовскую гимназию №7.

Почему именно сюда? Здесь около дести лет назад образован институт школьного самоуправления. Сроком на два года избирается президент школьного самоуправления. А с этого года в гимназии планируется также избирать школьный парламент и проводить конгрессы местного самоуправления. Другими словами, здесь на базе гимназического коллектива создана модель гражданского общества. А цель этого социального эксперимента, в общем, та же, что и у школьных референдумов, – повышать гражданское сознание и гражданскую ответственность молодежи, а также повод лишний раз поговорить с будущими гражданами страны об их социальных правах и обязанностях. И на своем опыте понять степень ответственности и эффективность влияния каждого голоса сегодня на организацию внутри школьной жизни, а в дальнейшем – на политическую жизнь страны. Так что в гимназии проводится не только теоретическая, но и практическая подготовка к взрослой жизни.

Процедура проведения игрового «Школьного референдума» была максимально приближена к настоящему гражданскому институту, именуемому прямой демократией. Как на взрослом избирательном участке, в гимназии работали наблюдатели, функции которых взяли на себя педагог истории, обществознания, экономики и права, руководитель школьных интернет-проектов «Международное содружество молодёжи в Одинцове» и «#Молодёжь, REFERENDUM. Мир» Владимир Ковганов, куратор института школьного самоуправления, педагог истории Кирилл Мартышечкин, социальный педагог Татьян Солошак и, конечно, директор гимназии Ольга Писарева. Единственное, что вопросы, в которые предложили вникнуть и затем принять по ним решение юным участникам референдума, были не государственного, а местного значения. 

В их числе – стоит ли создать конгресс учащихся гимназии, нужен ли департамент успеваемости, ответственный за помощь и консультации отстающим ученикам, следует ли установить систему турникетов с отметками о приходе-уходе учащихся. Гимназисты должны были также ответить на вопрос, хотят ли они перейти на пятидневную форму обучения, при условии, что уменьшится количество часов на бесплатные предметы?

Ребята с интересом включились в эту деловую игру, и референдум проходил живо и позитивно. Ученики младших классов приходили с родителями. Старшеклассники шли как самостоятельно, так и целыми группами. 

В результате за четыре часа работы избирательной комиссии из 997 избирателей проголосовали 247 человек. Самыми активными классами, из которых на референдум пришли ученики практически в полном составе, названы 2 «Б», 10 «А» и 10 «Б». 

Большинство проголосовавших ребят выступили за пятидневную систему обучения и за создание департамента помощи отстающим ученикам. Решения по результатам референдума будут приняты и обнародованы школьной избирательной комиссией в течение недели.