«Мой лицей»

«НЕДЕЛЯ» заканчивает серию публикаций к 60-летию города Одинцово материалами, посвященными нашим современникам, людям самых разных профессий, которые во многом определяют современный облик Одинцовского района.

Лицей №2 успешное учебное заведение не только по формальным признакам. Есть более существенные критерии. «Сарафанное радио» на различных интернет-форумах, на которых относительно беспристрастно родители рассуждают о достоинствах и недостатках лицея. Достоинства перевешивают недостатки, и поэтому много желающих учиться именно в лицее №2. Первые классы в этом году были набраны всего за три дня. 

Подготовил Георгий ЯНС

Хотя надо признать, что и официальный послужной список лицея выглядит более чем внушительно. Лицей входит в топ-100 школ Подмосковья. В знаменитые МГУ, МФТИ, Бауманку более половины его выпускников поступают на бюджетные отделения.

В этом году из 49 выпускников – 22 медалиста. Два выпускника набрали по результатам ЕГЭ 100 баллов. Есть еще один показатель, связанный с ЕГЭ. Это количество баллов за три предмета. В области установлена планка на уровне 220 баллов. В лицее этот балл выше.

Успехи (и неудачи тоже) школы складываются из многих факторов: педагогический, родительский и детский коллективы, различные внешние обстоятельства – от места нахождения школы до обучения в две смены в переполненных классах.

И все же «не открою Америки», если скажу, что ключевая фигура – директор. Именно он во многом определяет лицо образовательного учреждения. Это справедливо относится и к директору лицея №2 Ольге Прохоренко. У нее абсолютно классическая педагогическая карьера. Как говорят в таких случаях, прошла путь от пионервожатой до директора школы, не пропустив ни одной карьерной ступеньки.

В 1969 году она переезжает в Одинцово – отец военнослужащий. В 1976 году – выпускница школы №9. Работает старшей вожатой в школе №5, параллельно учится на вечернем отделении исторического факультета. Выходит замуж. С 1 сентября 1984 года начинает работу учителем истории в школе №2, затем завуч, а в 1992 году назначается директором школы. И на этой должности она уже 25 лет. Получается – серебряный юбилей.

Когда-то директора школы называли «учителем для учителей», а сегодня его целенаправленно пытаются преобразовать в «эффективного менеджера». Не могу судить, насколько это оправданно, но Ольге Прохоренко удается сохранять некий баланс между «учителем для учителей» и «эффективным менеджером». Она сама уже не преподает, но обязательно посещает уроки своих коллег. Что, поверьте, сегодня большая редкость.

Российская и советская школы – две большие разницы. Изменились формы и содержание учебных занятий, выпускных экзаменов, количество учебных предметов. Много что изменилось.

Неизменным остается только одно. Школа по-прежнему за все отвечает и поэтому зачастую во всем виновата 365 дней в году. Сходит на нет авторитет учителя. Тем не менее…

– Говорят, школа не занимается воспитанием. Господа, придите в школу. Мы никогда не прекращали заниматься воспитанием, хотя в законе не прописано, что именно на школу возложена эта функция, – недоумевает директор лицея.

Несмотря на лицейское звание, здесь учатся с первого класса и без всякого конкурсного отбора.

– Дети учатся по обычным образовательным программам, у нас нет конкурсного отбора. В зависимости от потребностей и возможностей детей открываем классы того или иного профиля или общеобразовательные, – рассказывает Ольга Николаевна.

В лицее стабильный педагогический коллектив, стандартный по нынешним временам: из 79 педагогов только шесть мужчин. Большая проблема привлечь на работу молодых специалистов.

– Ставка молодого специалиста – 13 тысяч рублей. Со всеми накрутками может получиться 25 тысяч. Уволился наш выпускник, учитель географии. Он женился, надо содержать семью. Устроился в московскую школу. Там за ту же нагрузку он получает 65 тысяч рублей, – делится своими проблемами директор.

Ольга Прохоренко входит в топ-60 лучших директоров Московской области, является Почетным работником общего образования РФ, заслуженным работником образования Московской области. Но для себя она личным достижением считает создание лицея. И называет его – «мой лицей».

Гильда Ботт, заслуженный учитель РФ, почетный гражданин Одинцовского района, много лет проработавшая начальником управления образования:

– Я не ошиблась, когда назначила ее директором школы. Она была самым молодым директором в районе. Высокая, статная, харизматичная, стремившаяся создать хорошую школу. И еще одно очень важное качество Ольги Николаевны – умение создать команду. Она не боится умных людей, и своим замам предоставила самостоятельность в реализации тех или иных идей.