Этно-жизнь: от свободного танца до верного заваривания чая

Зачем люди ездят на этнические фестивали? Если вы лично никогда не посещали подобных мероприятий, то едва ли сможете предположить, что дело здесь в чем-то еще кроме любви к необычной музыке. Однако на деле все обстоит гораздо глубже. Как минимум, на каждом из них можно много чему всего научиться.

Текст и фото Анна ТАРАСОВА

Корреспондент «НЕДЕЛИ» побывала на двух этно-фестивалях, московского и российского формата и пообщалась с ведущими различных практик. Что интересного можно узнать на подобных мероприятиях, читайте в материале.

BAMBOOQ – крупнейший в Москве фестиваль музыки и культур народов мира

Уже сам выбор места его проведения – Измайловский кремль явно дает понять: организаторы приложили все усилия, чтобы познакомиться с этно-тематикой смог любой житель Москвы и Подмосковья. Будет ли это в действительности интересно тем, кто не увлекается данным «широко известным в узких кругах» направлением, я гадала всю дорогу. И была немало удивлена, увидев среди девушек в индийских юбках и с перышками в волосах обычные семьи, явно неэтнической направленности. Одни приходят сюда просто ради концерта, других привлекают необычные мастер-классы. Вы, например, когда-нибудь ходили на занятия по горловому пению? А между тем здесь учили и такому.

Как спичечный коробок влияет на вокальные данные?

Конечно, в газете мне при всем желании не удастся объяснить тонкости этого мастерства – здесь слишком многое нужно слышать. Однако ведущий Андрей Краснов рассказывает и о вещах, узнать которые будет полезно каждому, хоть сколько-нибудь любящему петь.

– Важный шаг для любого начинающего вокалиста  –  попытаться почувствовать свой голос, дать ему свободу. Очень часто встречаются люди, у которых хороший богатый голос, но петь они боятся, сдерживаются.  Одна из самых частых причин, по которым мы не способны расслабиться и позвучать в свое удовольствие – множественные мышечные зажимы. Причем создаем мы их собственными усилиями. Главная причина, по которой возникает зажим в нижней челюсти, например, смалчивание. В детстве родители накричали, а мы не ответили, во взрослом возрасте мы так же не спорим с начальством или с каким-нибудь наступившим вам на ногу двухметровым хамом в автобусе. Уверен, каждый может вспомнить те моменты, когда он и хотел бы постоять за себя, но промолчал. А тело мгновенно запоминает такие ситуации и «записывает» их в мышечную память. Не звучать слишком громко и открыто  становится основным  жизненным правилом. И такое отношение к себе обязательно аукнется, когда вы решите попеть. Кажется, что, вроде бы, все хорошо, но вы пытаетесь взять ноту и чувствуете скованность0 старательно расслабляете челюсть, а она все равно сжата.

– И что же в таком случае вообще стоит отказаться от попыток петь?
– Зачем? Есть несколько упражнений, которые помогают решить эту проблему. Например, взять спичечный коробок, вставить его в рот и ходить так минут 15. Когда челюсть сильно устанет, она перестанет сопротивляться и просто расслабится.  Есть  упражнение «Подвешенный язык». Это когда нижняя челюсть чуть-чуть опущена (губы при это могут быть сжаты), а язык висит во рту, не касаясь ни верхнего, ни нижнего неба. И эта практика, если уделять ей достаточно времени, также очень хорошо расслабляет челюстные мышцы… Уже этих упражнений двух новичкам будет достаточно. Выдающимися солистами они от этого, конечно, не станут, но при соблюдении этих советов, через некоторое время положительные изменения в звучании произойдут.

Плюс сахар – минус иммунитет

Полезно пообщаться на таких мероприятиях не только с музыкантами или ведущими обучающих программ, но и с теми, кто привозит на фестиваль всевозможные полезные продукты и травы. Например, поговорив с Владимиром Лычкиным, представлявшим на фестивале чайную мастерскую из Электростали, можно узнать много интересного об иван-чае.

– Иван-чай некоторые сегодня считают отдельным чайным напитком, однако это в первую очередь трава, если упираться в терминологию, – рассказывает Владимир, наполняя крошечные пиалки. – При этом из нее получается тонизирующий напиток, который отлично укрепляет иммунитет.

Этот лист отличается от чайного даже способом заваривания. Традиционно принято проливать первую заварку. То есть мы кладем сухой лист, заливаем его кипятком, и тут же сливаем. Многие чаи мира рекомендуют пить именно со второго пролива: вылив первую заварку и тут же снова залив горячей водой чайные листья. После этого напитку дают немного настояться и можно разливать – это классический способ. А вот иван-чай можно пить сразу, после первой порции кипятка.

– То есть, нет вообще никаких особых правил заваривания иван-чая?
– Я искренне верю, что главное – в каком состоянии ты готовишь напиток. Самое важное при заваривании любого чая – окружить себя компанией хороших людей, или делать это в одиночку, но в очень приятной атмосфере. Это вам подтвердит любой ведущий чайной церемонии. Знатоки и ценители иван-чая тоже верят, что этот напиток очень «впитывает» настроение, с которым его заваривают. Поэтому никак не рекомендуется браться за этот процесс в дурном расположении духа. Лучше переждите, подумайте о чем-то хорошем, и тогда напиток принесет гораздо больше пользы.

– Ну и пить его, наверное, правильней без сахара?
– В принципе, сахар я вообще не рекомендовал бы добавлять ни в какие напитки. Поинтересуйтесь, поищите информацию о том, как он влияет на ваш организм. Доказано, что две ложки рафинированного сахара мгновенно выключают иммунитет на два часа.Так что нет, лучше откажитесь от этой отравы и выберите для себя подходящие травяные настои. Организм будет вам благодарен.

ART PLANET FEST, фестиваль творчества, телесных практик и искусств

Теме того, что человек просто обязан прислушиваться к своему организму, уделяется огромное внимание и на большинстве мастер-классов в рамках события, прошедшего в экопарке «Ясно Поле» в Тульской области. Здесь собрались те, для кого исследование собственных возможностей, новое знакомство с собой через тело – особое удовольствие. Массажи, йога, правополушарное рисование – все это новые способы лучше узнать себя.

Какую эмоцию вы бы хотели протанцевать?

«Разве можно узнать о себе что-то новое, прислушиваясь к телу, в котором ты прожил целую жизнь?», – спросите вы. И поразитесь тому, сколько ведущих всевозможных практик ответят на этот вопрос утвердительно. Взять хотя бы танец. Как часто вы слушаете себя, когда двигаетесь под музыку? А между тем хореография – это не только особый источник знаний о вашем внутреннем мире, но и отличный способ разобраться с кучей проблем и даже болезней, просто двигаясь в своем ритме. И сейчас мы говорим, разумеется, не о модных ныне танцевальных направлениях, а о совершенно особом способе движения – танцевальной импровизации.

– Уже довольно давно доказано, что психоэмоциональное состояние человека отражается в теле, и танец – это один из наиболее безопасных способов выведения из нас всех тех негативных чувств и воспоминаний, которые отложились где-то, – рассказывает ведущая проекта «Танцуй себя» Анна Тришкина. –  Наше тело не умеет врать. Поэтому, если мы будем достаточно мудры, чтобы довериться ему, сможем не только избавиться от плохого настроения. Танцем действительно можно лечить. Известна история Анны Халприн, перформера и танцовщицы, которой в возрасте 50 лет поставили диагноз «рак». Она отказалась от классических медикаментозных способов лечения и начала вытанцовывать свою болезнь. Почитайте ее историю, она тяжелая, но очень интересная…. Конечно, далеко не каждый человек сможет справиться с какими-то болезнями таким способом, но ей это удалось.

– Чем танцевальная импровизация отличается от обычной хореографии разных стилей?
– Я верю в то, что очень важно слушать и слышать свое тело. Сегодня мы все чаще живем «из головы», принимаем решения, основываясь только на логике и сухом расчете. И эти решения могут быть, конечно, очень рациональными, но… Вполне возможно, что тело и душа в это время хотят совсем другого.
Именно танцевальная импровизация позволяет лучше услышать себя настоящего.  Мы не повторяем на этих занятиях какую-то заученную хореографию, а стараемся по-честному прожить через тело свои состояния, узнать свойственные именно нам движения лучше.  

– Могла бы ты посоветовать нашим читателям какое-то упражнение из сферы танцевальной импровизации, которое позволило бы им лучше понять себя?
– Одно из самых простых упражнений, которое я очень люблю – это body-джаз. Его создала в своё время Габриэлла Рот, одна из мам танцевально-двигательной терапии. Справиться с таким заданием сможет абсолютно любой человек. Для этого нужно лишь немного свободного времени, любимая музыка, пространство для танца и готовность быть честным с самим собой. 

Разделим условно всё наше тело на семь центров: голова и шея, плечи, локти, таз, живот, поясница, колени, стопы.

А теперь будем последовательно, начиная с головы, танцевать из каждого этого центра, по очереди. То есть включаем музыку и двигаемся под нее из головы и шеи, исследуем движения, которые рождаются лишь в этой точке, только в ней.  После этого,  две или три минуты послушав шею и голову, переходим к плечам и так далее… В какой-то момент станет сложно двигаться только в заданных центрах, само тело начнет давать больше движения, и это очень хорошо. Главное при выполнении этого упражнения – фиксироваться на том, чтобы исходил танец из той точки, с которой вы сейчас работаете. После того, как вы пройдете по всем семи центрам, хорошо бы поставить отдельную музыку и попытаться все свои танцы объединить в одно движение. 
Это очень простое упражнение, но результаты оно дает потрясающие. После него самые маленькие участки тела просыпаются, люди начинают лучше ощущать себя от кончиков пальцев ног до макушки головы, тело становится более живым, отзывчивым. И в танце возникают движения, которых сам человек в себе мог даже не предполагать. Это отличная практика для индивидуального исследования у себя дома, и я искренне рекомендую ее всем. Пусть танцующих людей на этой планете будет больше.