Может ли третьеклассник собрать робота?

Когда в детстве мы читали фантастические истории о будущем, то представляли всякое. И летающие машины, и кухню, которая за нас приготовит еду, и свободно прилетающих гостей с других планет… Ну и, конечно, дети в нашем воображаемом грядущем умели совершенно невероятные  вещи – от управления космическими кораблями до самостоятельного создания сложнейших роботов.

Текст и фото Анна ТАРАСОВА

Реальность, увы, существенно отличается от того, о чем мечтали школьники прошлого, представляя 21 век. Однако что-то из прошлых фантастических мечтаний все-таки стало реальностью. Прошедший в Одинцовской средней школе №12 слет победителей профессионального конкурса «Учитель года» наглядно доказал, например, что современные третьеклассники вполне способны самостоятельно создать робота. Неудивительно, что с особым вниманием корреспондент «НЕДЕЛИ» отнесся именно к этому.

Курс по робототехнике является пока лишь дополнительным предметом в образовательных учреждениях района, да и введен он лишь в двух-трех школах. Зато результаты тех, кто с головой окунулся в такую работу, весьма интригующие. Могли ли мы мечтать в младших классах, что за один урок получится  собрать игрушку, которая будет двигаться, издавать звуки и управляться с пульта? Да нет, конечно. А вот  Светлана Пашкова, учитель начальной школы Голицынской средней школы №2, провела для будущих участников конкурса «Педагог года» мастер-класс, подтвердивший, что сегодняшние восьмилетки реально способны на такое. Учеников своих Светлана, увы, не привезла, но после интервью с удовольствием поделилась снимками с занятий, где видны их работы. Подробней об обучающем курсе будущего мы побеседовали после презентации.

– Сегодня во многих  школах страны такой предмет есть, – рассказывает Светлана. – Более того,  я слышала, что робототехнику хотят ввести в курс обучения как часть технологии.

– Что включает этот курс сегодня?
– Я работаю с детьми с первого по четвертый класс. В основе базовой программы – конструирование, умение собирать модель, которая пока не двигается. С возрастом задача усложняется, появляются более сложные элементы: всевозможные двигатели, моторчики, составляющие, рассчитанные на программирование. Машинка будет не просто стоять на колесиках и ездить, если ее толкнуть, а управляться с пульта. Что особенно интересно, сегодня есть специальные программы для телефона или планшета, которые позволяют все необходимое руководство собранной моделью осуществлять прямо со своего гаджета. То есть, собрал ребенок игрушку, привязал программой к своему мобильному и прямо с него ею управляет. Причем сделать такое под силу ребенку четвертого или пятого класса, если он  достаточно хорошо ознакомлен с информационными технологиями.

– Какие информационные технологии доступны детям в начальной школе?
– У нас, к примеру, есть нетбуки для работы. Дети способны самостоятельно сделать на них презентацию с использованием анимации. И это вполне доступно даже второклассникам. Сегодня не каждый взрослый с ходу разберется в том, что ученик начальных классов поймет за пару минут. Они растут в компьютерной среде, а потому умеют зачастую не меньше, чем мы сегодня, и уж точно – в разы больше, чем их родители в том же возрасте.  

Соответственно, используя наборы программируемых конструкторов, в которые вставляются двигатели, уже в начальных классах мои ученики могут собрать птичек, которые будут двигать крылышками, подключить подходящий звук… То есть фактически сделать самую простую игрушку по своему интересу. Механические жирафы, двигающие ногами или головой, крокодильчики, открывающие пасть, мальчик-вратарь, защищающий ворота – все эти вещи ребята в четвертом-пятом классе могут собрать, как раньше мы собирали на уроках конструктор из металлических деталей.

Соковыжималка своими руками

– Самое сложное, что самостоятельно может сделать четвероклассник, прошедший такой курс?
– Создать своего уникального робота – легко. Я только второй год в этой программе, так что мои ученики ее еще до конца не прошли, но вот коллеги рассказывали, что у них на занятиях кто-то из учеников во время работы на свободную тему собрал с помощью конструктора вполне работающую соковыжимательную машинку. На всероссийском конкурсе  «Первые шаги в науку» дети показывают свои необычные изобретения. И побывав там, посмотрев, какие модели собирают в четвертом-пятом классе, понимаешь, что самостоятельно сделанная рабочая соковыжималка – это далеко не самое удивительное.  

– На сколько лет рассчитан этот курс в школе?
– Я работаю с младшими классами, но, кажется, программа прописана до 11-го. И у нас в районе точно есть школа, в которой она работает. Курс пока что не обязательный, разумеется, но дети рвутся в эту группу. Потому что это возможность не просто поиграть в школе, но и сделать игрушку своими руками и под свои предпочтения. Интересно, что мои ученики почти никогда не повторяют схему один в один, каждый пытается что-то изменить или дополнить. Добавить жирафу пятен, изменить цвет глаз… Каждый старается внести свои изменения и сделать что-то совершенно неповторимое. 

Иногда каждая игрушка – маленькая победа над собой

– В средней игрушке, том же жирафе, сколько деталей?
– Около 40, если без дополнительных механизмов.

– И сколько времени займет его сборка у детей?
– На самом деле, здесь все очень индивидуально. Кто-то справляется за 15-20 минут, у кого-то уходит весь урок и даже немного времени после. Все зависит от уровня развития маленького конструктора. Эти занятия – и способ понаблюдать за возможностями детей, и возможность помочь им в форме игры развить какие-то важные навыки.

– Что дает этот предмет детям?
– Очень многое. Это и более детальное знакомство с окружающим миром, и развитие мелкой моторики, от которой напрямую зависит качество речи. Логическое мышление, воображение, пространственное и творческое мышление задействуются в каждой работе. Только нам, взрослым, кажется, что это простое задание. Для ребенка семи-девяти лет все гораздо сложнее, и 40 деталей для некоторых – это много и сложно. Все дети очень разные.  Кто-то за один урок может собрать две игрушки, кто-то не справляется и с одной. У меня в группе есть  мальчик, с которым мы каждый раз остаемся после занятия, чтобы доделать то, что он не успевает. И это каждый раз с трудом сдерживаемые слезы в конце урока, когда он видит, что остальные уже все собрали, а он только половину… И всегда огромная гордость, когда, просидев еще 15-20 минут после того, как все разошлись, он все-таки справляется.

«Так мы возрождаем уважение к техническим профессиям»

– В моем детстве, помню, были конструкторы, потом какое-то время подобных занятий в школе, кажется, не существовало вообще. Теперь их возобновили в новой форме.
– Это вообще очень характерно для нашей системы: мы сначала разрушаем что-то, потом восстанавливаем. Мы забыли про конструкторы, отменили такие занятия для нескольких поколений детей, и именно тогда, когда эти школьники выросли, в стране стало резко не хватать инженеров. По крайней мере, молодежь не слишком интересовалась этой специализацией. Хотя в наше время, когда мы в школе учились что-то самостоятельно создавать, эти профессии были очень востребованы. А потом мы отказались от основ, и в итоге страна осталась без рабочих рук… Сейчас мы фактически возвращаемся к старым проверенным образовательным моделям, просто на новых конструкторах. И я вижу, что есть ребята, которых действительно увлекает эта работа, им нравится что-то изобретать, создавать… Возможно, именно из них вырастут и инженеры, и изобретатели, и ученые…  В каком-то смысле такие занятия прививают уважение к техническим профессиям. Кто, если не люди, увлеченные этим с детства, будут создавать космические корабли, развивать науку? Вот мы все говорим об абстрактных роботах, а «Умный дом» – это ведь тоже робот… И может, дети, собирающие сегодня жирафов, кивающих головой, как раз в будущем создадут комфортные автоматизированные квартиры доступными для всех, а не являющиеся  предметом роскоши.   

За сколько программист соберет «машинку для школьников»?

– Вам, взрослому человеку, этот предмет было легко осилить или учитесь параллельно с детьми?
– Конечно, учусь. Сейчас одни курсы окончила, поеду на другие – смотреть, что нового предлагают коллеги. У нас же такого не было в детстве, так что «играть в такие конструкторы» мы учимся одновременно с детьми. 

– Даже интересно,  в чем вам приходится их догонять…
– В вопросе информационных технологий иногда. Это они мыслят в системе, где электронные механизмы – норма, а взрослым из прошлого поколения еще время нужно, чтобы понять, как они работают. Самое сложное, что на данный момент собрала лично я, это та самая машина на пульте управления. И учтите главное – справилась я только с помощью сына. Корпус сложить легко, а вот верно подсоединить все проводки, роутер и так далее – это уже не самая простая для меня задача. Сыну 26, он со всем разобрался и объяснил сложные моменты. Не знаю, сколько бы  вникала в детали сама… Муж у меня – программист.  Он посмотрел на техническое задние и сказал, что ему интересно это сделать. В итоге просидел три дня в интернете, чтобы  все понять до конца. А современные дети с такими задачами смогут справляться уже классу к пятому, по идее.