Когда каждый рабочий день – начало небольшого путешествия

Проект «Живая библиотека», о котором «НЕДЕЛЯ» неоднократно писала, как журналисту в очередной раз напомнил мне главное: каждый человек – интереснейшая книга, особенно если у него увлекательная работа, о которой он с увлечением рассказывает. Вот как-то так вышло, что разговор с дальнобойщиком у меня завязался совершенно случайно, а в итоге получилось еще одно интервью о необычном жизненном выборе.

Подготовила Анна ТАРАСОВА

Почему необычном? Ну лично я, послушав истории о тонкостях этой профессии, даже за самые красивые виды за окном не подписалась бы работать водителем фуры. Оказывается, быть дальнобойщиком не так-то просто. Даже если забыть про выматывающий график, ночные поездки, фары встречных автомобилей, постоянно светящих в глаза… Дорога – это не только любовь к путешествиям и средство заработка, но и куча неприятностей, которые могут поджидать по пути.

Александр, дальнобойщик

Дорог в стране не так уж много…

- Есть такая особенность в нашей профессии – как ни старайся, всех правил не соблюдешь. Да и сотрудники ДПС, Транспортной Инспекции всегда особенно внимательно следят за фурами и крупногабаритами, большегрузами. Там размеры штрафов серьезные. Так что чуть-чуть не прошел по разрешенным нормам, готовься к проблемам.

- Ну кто же поедет по запрещенной дороге, не проходя по нормам и рискуя нарваться на крупное финансовое наказание?

- А дорог, в общем-то, не так уж много в стране, на самом деле. Иногда полотно на маршруте объезда в таком состоянии, что едешь и думаешь: то ли бампер оторвёшь, то ли подвеску  «убъёшь» то ли покрышки лопнут. Либо вместо этого надо выбирать трассу, в правила которой можешь чуть-чуть не вписаться. А груз, как ни крути, доставлять надо. Такая вот дилемма.

- Проще же тогда отказаться от подобного груза…

- Как это? У тебя профессия такая. Ты – водитель и возишь крупногабаритный груз. Есть отдельная группа людей, которые работают на крупногабарите. Другие перевозят опасные грузы: легковоспламеняющиея, взрывоопасные. Третьи специализируются на наливных: едких кислотах, бензине, сжиженный газ и так далее. Так что от грузов не отказываются.

Чтобы избежать проблем на дороге, можно, конечно,  договориться с сотрудниками ГИБДД о сопровождении. Но это сложно, долго и дорого. Да и потом, те, кто тебя сопровождает, не всегда главнее тех, кто встречает тебя по дороге. И проезжая какую-нибудь очередную область, даже всесторонне перестраховавшись, ты можешь попасть в очень неприятную ситуацию, когда ребята, сопровождающие тебя, разводят руками и говорят: «Извини, брат, но мы не можем решить этот вопрос». Ты начинаешь звонить в три часа ночи своему начальнику и говорить, что у тебя возник какой-то нерешаемый форс-мажор… Шеф же посреди ночи тоже не всесилен. И поэтому проще сразу оформить штраф или «заплатить его на месте» и поехать дальше, чтобы не терять время. А время в профессии водителя очень дорогого стоит.

В каждой области штрафы свои

- «Оплата на месте» сильно отличается от официальной суммы за такие нарушения?

- По-разному, обычно это половина официальной таксы. В отдельных случаях – это десятки, а то и сотни тысяч рублей.

- Ну откуда у дальнобойщика такие деньги на штрафы? Особенно учитывая, что в каждой проезжаемой области может обнаружиться такой кордон?

- Легко. Каждая поездка обычно проходит через две-три области минимум. И в каждой теоретически в неудачный рейс могут остановить и «взыскать наказание» за нарушение правил дорожного движения. Поэтому к таким неприятностям надо быть готовым. Дальнобойщик – всего лишь исполнитель заказа. Сумма подобных штрафов уже давно предусматривается и вписывается в одну из возможных статей расходов.

- А стоит ли вообще такая поездка того, чтобы за нее браться?

- Стоит, конечно. Неординарный груз возить сложно, но и оплачивается он достойно. Заказ может в разных случаях стоить по разному, в зависимости от того, насколько это крупногабаритный, тяжеловесный или опасный груз. Из сложности заказа складывается и гонорар водителя.

Зачем воровать мост?

- А не проще тогда вообще сразу выдать водителю на руки сумму на оплату всех штрафов и не усложнять себе жизнь договорами с машиной сопровождения?

- Проще, но мы ведь сопровождение берем не только для решения вопросов с сотрудниками ДПС или Транспортной Инспекции. Ты представляешь, сколько всего на дороге может поджидать? Например, люди, заинтересованные в содержимом твоей машины или карманов. Ну то есть сам по себе, один, ты можешь вообще не доехать. А сопровождение машины ДПС - это все-таки хорошая страховка от подобных неприятностей. Ну вот везешь ты, например, деталь моста. Их ведь тоже как-то надо доставить с места изготовления в точку, где этот самый мост строится. А каждая из них может быть метров по 15 в длину, плюс она еще изогнута и поэтому дополнительно торчит куда-то в бок… Они могут быть чудовищных размеров, очень дорогие, и их надо как-то довезти,  не повредив, не попав в неприятности по пути.

- Ну кому и зачем может быть нужен кусок моста? Какой смысл его воровать?

- Так это же металл, причем хороший. Даже просто, если его распилить и сдать кусками на как металлолом, все это может стоить крупных денег. Хотя, конечно, гораздо больше интересуют воров деньги в машине и сама фура, скорее даже тягач… Так что риск получить по голове и потерять груз, да или просто деньги на дорогу, на топливо или штрафы весьма велик.

Если стучат в окошко…

- Ну водитель же тоже не дурак открывать дверь кому попало...

- При этом водитель живой человек. Он тоже хочет есть и спать, например. Достаточно остановиться неудачно, к тебе подойдут, высадят стекло, иногда могут подойти с двух сторон, и ты просто не будешь знать, куда ломиться и от кого отбиваться в первую очередь. Поэтому о безопасности опытный водитель обязан думать в первую очередь, если он один.

- А были у тебя такие случаи?

- Был один, причем не в глубинке где-то, а в Москве, на Ярославском шоссе, недалеко от «Леруа Мерлен». Казалось бы, здесь-то бояться особо нечего, столица, машины ездят, до центра 20 минут езды… А оказывается, нет. Остановил я как-то машину, передохнуть решил. Только заснул – ко мне в окно стучат. Я думаю: случилось что-то, помощь нужна. По глупости дверь открыл. А человек мгновенно внутрь прыг, и тут же тебе стучат в окошко с другой стороны. Спросонья мозг еще не фокусируется, реакция замедленная, и ты абсолютно не соображаешь, что происходит. Я при всем своем опыте понял, что творится, только когда автоматически потянулся и открыл вторую дверь. А мужик уже в салон ломится: «Двигайся, давай», говорит… Вот тут уже все решают секунды. Мне повезло, удалось «отбрыкаться» . А так тебя просто зажимают с двух сторон, один контролирует водителя, второй машину ведет. И все. Тебя увозят куда подальше и в лучшем случае просто выкидывают из машины. У них машина, деньги и груз. Даже если машина пустая и маленькая, на запчасти  продать можно.… И любителей заработать больших денег за один вечер у нас по стране хватает. Так что это только кажется, что дальнобойщик – утомительная, но спокойная профессия. Тут рискуешь по-своему в каждом выезде.

- Чем дальше ты рассказываешь, тем непонятней становится, почему вообще люди берутся за такую работу?

- Ну если даже забыть о том, что кому-то просто нравится сидеть за рулем, есть и финансовые плюсы. Тут за три дня, правильно поехав, можно заработать приличную сумму. Так что просто важно быть аккуратным и знать трассы как можно лучше.

Что можно знать о дороге?

- Когда ездишь несколько лет, уже точно помнишь каждую дорогу по проверенным точкам. Здесь покормят вкусно ухой из настоящего карпа, и в помещении стоит экран, на котором видно место, где ты оставил машину. Здесь стоянка таких же машин, как твоя, никто не подъедет. Здесь можно переночевать безопасно…. С опытом работы каждая дорога помечается воображаемыми флажками, и, выезжая, ты уже вспоминаешь, где будут безопасные места, где стоит быть осторожней… А с такого-то по такой-то километр потянется красивая и качественно сделанная дорога, по которой ехать будет просто в удовольствие. Постепенно дороги запоминаешь, как людей в лицо…

- То есть, можно сказать, что опытный дальнобойщик знает большую часть трасс настолько, что чуть ли не с закрытыми глазами мог бы по ним проехать?

- А вот тут нет. Как и лица людей, дороги меняются с годами. Причем с трассами это происходит гораздо чаще, чем хотелось бы. Любой плановый ремонт раз в полгода может добавить новый разворот, о котором ты не знаешь… Так что расслабляться нельзя никогда, «обновление» может поджидать тебя за каждым поворотом.

Точка, где заканчиваются все шоссе

- За что, кроме денег, люди выбирают эту работу? Есть в ней какая-то своя романтика?

- Мне, например, нравится сидеть за рулем. Если бы не эта работа, я бы не побывал никогда в Кандалакше в Мурманской области или в Ухте в Коми, на Крайнем Севере. Или Сибирь, наконец, когда ты просто привозишь груз в точку, где заканчиваются вообще все дороги и ходят только поезда… Да разве я сам по себе просто так когда-нибудь до них добрался, увидел бы? Нет, конечно. Сидел бы, как и большинство людей в Подмосковье, и дальше него не выезжал. А тут каждый рабочий день – начало или продолжение небольшого путешествия.

- Но водитель же в основном на дорогу смотрит, вряд ли остается время, чтобы любоваться видами.

- Зря ты так считаешь. Можно в пути увидеть очень многое, главное - хотеть смотреть. Мне вот сразу Кубань вспоминается с ее вечно засаженными полями. Представь только: едешь ты, едешь, а у тебя по бокам сплошные ряды цветущих подсолнухов. Ульи вывозятся грузовыми  прицепами, пчелы летают работают… Или когда по серпантинам кружишь, захочешь – не сможешь остаться равнодушным и не залюбоваться видом окрестностей. Конечно, есть вариант и просто тупо мотаться из точки в точку, «груз сдал - груз принял». Но вообще за окном всегда куча интересного и красивого, а уж уделять этому внимание или нет, решает каждый для себя. Или вот люди… Даже пообщавшись полчаса в кафе с местными жителями той же Кандалакши, понимаешь, насколько и чем они отличаются от жителей Москвы, Твери, любого другого города. Вообще в каждой местности люди свои, и это тоже очень интересно наблюдать и запоминать.

Чтобы свинки спали спокойно

- А еще в разных городах встречаются свои местные особенности и чудинки. В одной из областей, где-то в тех же южных районах, например, чтобы защититься от свиного гриппа, использовали интересный метод дезинфекции колес автомобилей. На посту ДПС при вьезде в область, а также перед съездами на животноводческие комплексы с шоссе установлен «санитарный кордон» - навоз коровий по дороге разбросан на 10 метров. Он же на самом деле обеззараживающий. Ты колесами по нему проезжаешь, и все - машина ничего не занесет, свинки на местных фермах могут спать спокойно, не боясь заразиться. Так что логика в этом есть, но своеобразная. И таких занятных решений по России можно увидеть немало.

P.S. Про водительский этикет

- Дальнобойщик – это профессия, подходящая для любого человека с правами, или важно что-то ещё?

- Ну помимо кучи правил и профессиональных мелочей, ты, например, должен знать дорожный этикет. Не смейся, я серьезно. Начнешь хамить или пару раз поведешь себя на трассе невежливо, тебя пара фурщиков зажмет, и ты просто уедешь с дороги. Без аварий, травм, но тебе объяснят, что вежливость на дороге – не последнее качество для дальнобойщика.

- Что входит в понятие дорожного этикета для вас?

- «Спасибо» важно говорить, если тебя пропустили, предупреждать о камерах, машине ДПС, аварии, опасном участке. Или показать фуре, что пора перестраиваться… Тебя начинают обгонять, а на встречной полосе так же идут на обгон: ты это видишь, водитель фуры нет. И если две крупные машины встретятся, то столкновения не избежать никому. Ты оттормаживаешь, моргаешь обгоняющему кратко, и он тут же уходит в твою полосу, помогаешь завершить обгон. Все спокойно разъезжаются. Авария не произошла.

Это уже годами выработанная и проверенная своя азбука водительских жестов. Ты заботишься о других, другие о тебе. Из этого и складываются взаимное уважение, этикет, а по сути, и безопасная обстановка на трассах. Это очень важно. Так что хамам на дорогу работать лучше не выходить . Понятное дело, через один-два раза, когда тебя «поучат беспокоиться о других», воспитанность и уважение к людям всенепременно возникнут. Но лучше уж сразу приходить в эту профессию с правильным отношением к жизни или не приходить вовсе.