О Высоцком с любовью

Народный молодежный театр «Крылья» отметил 80-летие со дня рождения Владимира Высоцкого спектаклем-посвящением творчеству поэта, актера театра и кино, автора песен. Спектакль дебютировал на сцене театрального центра «Жаворонки» 28 января.

Текст Ирина КОМЕЛЬ, фото театра-студии "КРЫЛЬЯ"

Обращаясь к зрителям и благословляя спектакль, его режиссер-постановщик, руководитель театра и театрального центра «Жаворонки» Ольга Кобецкая призналась: «Сегодня для нас особенный день. Мы попытаемся поговорить не столько о Высоцком-человеке, это не наша задача, не столько спеть его песни, которые вы знаете и любите. Мы хотим еще раз вместе с вами окунуться в творчество этого гениального человека, ощутить его внутренний мир, попытаться настроить свои чувства на его волну».

Как во внешних проявлениях Высоцкий не допускал кичливости, так и для спектакля о нем выбран строгий черно-белый «переплет», с дозированным добавлением красного, который проходит нитью жизни и любви.

В декорациях – минимализм, в костюмах актеров – простота. Сварная высокая конструкция квадратного сечения для оформления сцены послужила многоликим прообразом запрета, табу и клетки для мятущейся души поэта-гения, лодки в песне и лестницы к вершинам Парнаса.

Но все, что играли актеры, было вне клетки, как и творчество Владимира Высоцкого, как и истории всех его песен. «Он находился в стране, в строю, в рамках, но внутренне был свободен. Он имел возможность разрушить любые преграды и пренебречь запретами, мог уехать из страны, но не сделал этого. Это ли не патриотизм? Он оказался в социуме, как иноходец в табуне. Будучи «в узде» и «под седлом», он всегда находил возможность скинуть «седока» и быть свободным. Как человек цельный, уважающий себя и свое творчество, не мог подчиняться «наезднику». Но нестандартно мыслящий Высоцкий безмерно любил друзей, страну, гитару, театр... Согласитесь, не имея огромной любви, невозможно написать такие замечательные песни», – таким видит Высоцкого Ольга Кобецкая. Таким помнят его и современники.

Ольге Николаевне посчастливилось вырасти в Москве, боготворившей тогда Высоцкого. Ее старшая сестра имела возможность посещать все «квартирники» с его участием. Она приносила домой пластинки и кассеты с его песнями, хотя не была фанатом его творчества. Но для школьницы Ольги Высоцкий он стал кумиром. Она жила его поэзией и песнями. Несколько лет не могла даже слушать никого, кроме Высоцкого. Родители признали и разделили эту любовь только спустя годы. А в то время ее восторга не понимали.

Приезжая летом на дачу, отличница, председатель совета дружины школы, дочь уважаемых родителей включала на всю катушку магнитофон с песнями Высоцкого. И вскоре к ним с негодованием нагрянул председатель местной управы. Дочь столь уважаемых людей слушает антисоветчину?! И это был единственный случай в ее жизни, как вспышка праведного гнева, когда воспитанная, служившая во всем примером девочка за Высоцкого готова была морду набить человеку, попытавшемуся оскорбить ее идеал.

Идею поставить спектакль, посвященный творчеству Высоцкого, а также творчеству Вертинского и Окуджавы, Ольга Кобецкая вынашивала много лет, но хорошо понимала, насколько это ответственно. Боялась банальностей, копила силы и постепенно воспитывала актеров, не имевших в силу молодости достаточного представления ни о масштабности таланта этих людей, ни о времени, в котором они жили. Некоторые шаги в этом направлении делались и раньше. Произведения поэтов включались в ставшую традиционной для театра программу памяти «Свеча».

«Некролог увидела в электричке по дороге в институт, – продолжает вспоминать Ольга Кобецкая. – Тогда все читали в транспорте. Рядом кто-то развернул газету. Случайный взгляд выхватил мелкий шрифт сообщения: сегодня умер поэт, актер...

Буквально с кладбища даже те, кто позиционировали себя при его жизни вовсе не друзьями и единомышленниками, начали делать пиар на имени Высоцкого. Было противно. Настолько отталкивающей была вся эта фальшивая шумиха, что 10 лет не могла слушать его песни…

Он успел написать очень много. Я прикинула, что в день Высоцкий писал не менее двух произведений. Получается, что он находился в постоянном творческом процессе. И когда его выдергивали из этого мира, начинались коллизии…

Но имеем ли мы право судить чужую жизнь? Нет человека, ни разу не оступившегося. Для меня личная жизнь актера – табу. Мы не судьи, не знаем всех обстоятельств и движений его души. О великих людях надо судить по их творчеству. В этом, мне кажется, удалось убедить ребят – актеров «Крыльев». И вместе мы хотели, чтобы и наши зрители разделили эту идею».

Перед актерами режиссер поставила трудную задачу – смысл песен они должны были прочувствовать и воплотить в танце. Нет, не перевести слова на язык жестов, а изобразить движения души, метания, мучительные искания незаурядной личности. Отношение любимого к любимой. Любовь к Марине Влади – непростую, но спасительную, прошедшую через годы. Пришлось играть и смерть, которой в творчестве поэта отводилась не последняя роль.

Во время постановки родились совершенно нестандартные решения. Например, возникло понимание, что беда не сопровождается музыкой, а пронзительно звенит в тишине. И потому «Беда» Высоцкого в спектакле звучит в проникновенном акапельном варианте в исполнении актрисы театра Милены Талановой.

Для песни «Спасите наши души» актер «Крыльев» Иван Ласорыб создал собственную аранжировку. Александра Кутузова блестяще исполняет разнохарактерные «Городской романс» и «Бокал».

В этом спектакле играет и Ольга Кобецкая, чего обычно старается избегать. Здесь она берет на себя самые тяжелые моменты: Вознесенский о Высоцком «Не называйте его бардом», «Канатоходец» Высоцкого и «Духота, жара» Любимова на смерть Высоцкого.

И, конечно, главный актер в этом спектакле сам Владимир Высоцкий. Со сцены звучал его голос, были использованы видеосюжеты из его спектаклей, фильмов и видеоролики песен.