Пасха – это «божья коровка» или «божья овечка»?

Как говорить с ребенком о Пасхе? Не когда он уже достаточно подрос, чтобы правильно все понять, и не испугаться, а лет в пять, например? Как рассказывать о православном событии в группах, где присутствуют дети, чьи семьи выбрали другую веру? Как донести всю радость этого дня и при этом не пошатнуть самое важное и основополагающее? Как решить столь щепетильные вопросы в такой многонациональной и мультикультурной стране, как наша? Признаться, в этом году я, как никогда, задавалась этими вопросами. А потом попала на пасхальный мастер-класс в Одинцовский детский сад №79 и неожиданно получила ответы на все свои вопросы.

Текст и фото Анна ТАРАСОВА

– Вы обязательно зайдите и хотя бы несколько минут посмотрите, как подается тема этого дня современным педагогом, – посоветовала мне заведующая садика Татьяна Холохон. – Уверена, вы найдете, о чем поговорить. Да и тема занятия необычная – божьи коровки.

Божьи коровки? Они-то тут при чем? Про пасхального кролика слышать доводилось, а вот о привязанных к данной дате насекомых – никогда.

Ответ про тематику кулинарного мастер-класса нашелся очень быстро. Оказывается, в разных странах мира, слова, обозначающие название этого праздника, не только звучат совершенно по-разному, но и имеют дополнительные значения. То есть где-то «пасха» – это, в числе прочего, и «божья коровка», а где-то – даже «божья овечка». Ну в тематику домашнего скота мы погружаться не стали, а вот поговорить о насекомых, которых часть группы лепила из мастики на кексиках, мне показалось интересным.

Инесса Налбандян, воспитатель, группа №8 «Радуга»

– Это один праздник, просто у нас в Армении он называется «затик» – в переводе «божья коровка». Насколько я помню, связано это с тем, что она является одним из самых простых, добрых и понятных каждому ребенку символов весны. Поэтому этот жучок в нашей традиции Пасхи обязательно присутствует. В детстве мне рассказывали, что раньше существовал даже определенный ритуал. Священник выпускал в небо божью коровку, и считалось, что сколько на ее крылышках точек, через столько же  дней она должна была вернуться обратно «с неба» с добрыми вестями, которые приносили радость и надежду всем верующим людям.

– Мне очень понравилось, что с детьми через такие символы можно легко говорить об этом празднике и радости в нем. Без распятия на кресте и прочих фактах, которые могут напугать ребенка…
– И даже слово «божья» здесь немаловажно. Ребята его запоминают, оно откладывается в памяти, а вместе с ним и понимание, что Пасха – это не светский праздник, а про что-то более глубокое, значимое для людей. Потому что крест, как символ воскресения, им еще очень сложно понять и осознать, они еще слишком маленькие для этого. Да и вообще, на мой взгляд, глубоко и лично о вере с ребенком должна первой говорить все-таки семья, а не воспитатели в детском садике.

– Шла к вам на занятие с очень интересующим лично меня вопросом: наверняка ведь в группах есть дети, которых воспитывают в иной религии. Как быть в такие праздники с ними?
– И в моей группе такие есть. Я накануне праздника разговариваю с родителями, проясняю их отношение к предстоящему.

Как подойти к этой теме так, чтобы не исключить ребенка из общей группы, дать ему порадоваться со всеми вместе празднику, и при этом никак не покачнуть те основы, которые важны для его родных? Это всегда очень важный момент, обычно он как раз решается с мамой и папой, к консенсусу всегда приходим.

Сейчас, например, мы не внушаем детям веру, мы рассказываем, объясняем, в чем суть этого дня для верующих в России. Говорим, почему это важно, но не более того. Знаете, я для себя пришла к выводу, что ребенок самостоятельно должен принять решение о том, какое вероисповедание ему ближе. Нам внушали с детства, что мы – христиане, нашим родителям или бабушкам – что Бога нет. По-моему, это поколение заслужило абсолютную свободу выбора в этом вопросе. Мои дети, например, сейчас уже сами просят, чтобы их покрестили . Одному ребенку, обратите внимание, девять лет, другому шесть. И я очень рада, что их выбор совпал с моим, но при этом для меня было невероятно важным, чтобы он произошел не по принуждению.

– То есть, если семья ребенка придерживается не православной веры, вы договариваетесь с родными. Какие решения обычно принимаются в этом вопросе?
– Почти всегда мы сходимся на том, что, так как живем в России, должны принимать и уважать культуру страны.
Если мы приезжаем в страну, где проповедуют ислам, или, например, в Европу, где предпочтение отдано католической церкви, нормально и уважительно для современного разумного человека относиться к религии данной местности корректно и с пониманием. И мы, живущие здесь, обязаны уважать то, что выбрала для себя за основу эта страна, раз мы решили в ней жить. У меня в прошлой группе были дети из верующей мусульманской семьи. Там и папа, и мама к вопросу веры относились очень серьезно. Я опасалась, что с ними как раз возникнут сложности. А мне в ответ на вопрос, как вести себя с ребенком в православной теме, спокойно сказали: «Рассказывайте, чем больше дети будут знать, тем лучше».

– Почему именно такие нестандартные темы выбраны для мастер-класса? Не думаю, что это обычная программа для детского садика…
– Я очень люблю мастер-классы. Всегда нравилось учить детей именно такому, чего они точно еще никогда и нигде не пробовали. Помню, года три назад мы всей группой на Пасху сами пекли кулич. Но детей в саду можно кормить лишь тем, что положено по стандарту. И я спрашивала у заведующей, у родителей, согласятся ли они на такой эксперимент?  Все согласились. Татьяна Леонидовна тогда сказала: «А ведь верно!  Кто сказал, что в саду дети должны учить лишь буквы, звуки, танцы и прочие вещи, прописанные по программе?  Давайте смотреть на наши возможности шире и пробовать что-то новое»… И так у нас по цепочке пошло. Вот на Новый год мы собирали в группе родителей и делали все вместе небольшие новогодние тортики.
Удивительно, но многие родители тогда поблагодарили за возможность поделать что-то вместе со своими детьми. В потоке взрослых дел на это зачастую не хватает времени, и родители были просто счастливы, что хотя бы полтора часа они побыли вместе, нормальной хорошей семьей, которая создает что-то интересное своими руками. Дети вообще с особым восторгом относятся к предложению сделать что-то принципиально новое. Вот эта Пасха, я надеюсь, запомнится им, благодаря божьим коровкам, которых они создали сами

Часть группы делает мастичных божьих коровок, вторая – раскрашивает бумажные формы яиц в живописной технике эбру. И есть во всем этом, по-моему, что-то очень правильное. И в возможности выбирать – как тему для творчества, так и вероисповедание, позже, когда подрастешь. И в том, что детям в садике сегодня, стараясь научить, но не поучая, предлагают что-то совершенно новое. Как в вариантах творческой самореализации на одно занятие, так и в закладывании мысли о том, что они уже сейчас, в пять-семь лет являются достаточно значимыми людьми, чтобы уважать их свободу быть такими, какими они сами захотят когда-нибудь...

А поделки, и правда, получились прекрасные.