Опыт успеха стобалльников

Всероссийская акция «100 баллов для победы», призванная помочь старшеклассникам подготовиться к единым государственным экзаменам, проходит в России уже в четвертый раз. Будущие выпускники, которым предстоит нелегкое испытание, встречаются со студентами вузов, получившими наивысшую оценку на ЕГЭ.

Текст и фото Александр ЛЫЧАГИН

Стобалльники рассказывают о своем опыте сдачи экзаменов, дают конкретные советы, отвечают на вопросы по содержанию заданий. 

В Одинцово такая встреча прошла на базе лингвистической гимназии. На встречу с выпускниками этого года пришли не только студенты, но и специалисты учебно-методического центра «Развитие образования», а также психологи Одинцовского центра «Сопровождение». Профессионалы преподали школьникам уроки практической психологии – как быстро совладать с волнением, не поддаться панике, почувствовать себя уверенным и окрыленным. Методики, в общем-то, многие себе представляют по фильму «Самая обаятельная и привлекательная», это тоже аутотренинг,  только повторять себе нужно фразы о том, что ты самый умный и со всеми заданиями справишься запросто. Иногда достаточно просто глубоко подышать, делая размеренные вдохи с задержкой дыхания и выдохи. Многим хорошо помогает... натирание собственных ушей.  

Студенты, сумевшие сдать экзамены на сто баллов, рассказали младшим товарищам о своих эмоциях, о том, что и они изрядно волновались, но, получив тестовые задания, вдруг радостно осознавали: «Да я все знаю!» Это маленькое чудо, впрочем, удостаивает тех, кто все 11 лет не отлынивал от учебы, а трудился в поте лица. 

Прозвучал забавный рассказ одной из учительниц о парне, сдавшем химию и математику на сто баллов, а вот биологию, по его собственному выражению, «завалившем». Выяснилось, что «завалил» в его восприятии означает результат… в 96 баллов. Поступил в престижный медицинский вуз, учится. 

Да даже и реальный провал, откровенная неудача на ЕГЭ – это вовсе не повод считать, будто все пропало, и ставить крест на своей судьбе. Выход есть всегда, возможны и пересдачи. Можно совершить «маневр» в выборе вуза, престижность которого, в конце концов, ничего, кроме пафоса, не означает. Работодатели сейчас только встречают по диплому, а на работу берут по уму. Многочисленные примеры состоявшихся в жизни профессионалов тому свидетельство. Заканчивают порой далекие от столичных провинциальные вузы, но ведь и там преподают неплохо, а все остальное делают трудолюбие, упорство, вера в себя. Тут важнее не ошибиться в профессии. Нравится ли? Сможешь ли всю жизнь ей посвятить, или «отбудешь номер» на студенческой скамье, а работать в результате пойдешь в иную сферу?

Мы не удержались и задали выпускникам и студентам вопрос от «Одинцовской НЕДЕЛИ» – вот сейчас так принято ругать ЕГЭ, указывать на его недостатки... Но готовы ли ребята вернуться к системе, которая существовала раньше: многочасовые сочинения на выбранную тему, сдача экзаменов по билетам из трех вопросов и задачи перед комиссией учителей не из твоей школы? Считают ли они ЕГЭ неэффективным инструментом оценки уровня подготовки?

Вот что нам ответили. 

Полина Иванова, журфак МГУ:

– Я считаю, что если бы мы вернулись к прежней форме, это оказалось бы еще более субъективным. Огромную роль играет человеческий фактор, а я по собственному опыту знаю, что есть преподаватели, которые тебя оценивают издалека, стоит тебе только зайти. Мы не можем гарантировать объективного к себе отношения. ЕГЭ, может быть, в чем-то несовершенная система, но это именно система, позволяющая получить достаточно полное представление об уровне знаний, о развитии, об умении справляться с заданиями. А несовершенство можно постепенно устранять. 

Наталья Сафонова, МПГУ им. Ленина, иностранный язык:

– Я учусь в педагогическом вузе, и в курсе, что проблема обсуждается уже долго. Сейчас ЕГЭ перестал быть тестом-угадайкой. Есть вещи, которые нужно реально знать. Если ты решил варианты, ты готовился, ты знаешь тему. Эта система обеспечена ресурсами, методиками, и никто отменять ее не будет. Если кто-то хочет экзаменов, уверяю, вы их еще хлебнете в самих вузах, с комиссиями, с преподавателями, вам их хватит за все те четыре-шесть лет, пока вы будете учиться. Есть критерии, есть задания. Да, можно сдать плохо, но можно сдать и хорошо, если готовиться. 

Владислав Чекан, школа №8 г. Одинцово:

– В ЕГЭ вложено слишком много сил и средств. Такой экзамен проверяет не просто уровень знаний, но еще и умение быть внимательным. Когда решаем задания, смотрим четко на то, что именно от нас требуется, а это тоже важный навык. 

Вот так. Родители могут хоть сотни копий сломать в спорах о ЕГЭ, а молодое поколение все же понимает, что такой вид экзамена – это настоящий «гамбургский счет», достаточно объективный в отражении усилий, потраченных на учебу. Так что, дорогие мамы и папы, хоть и волнительно нам всем, делаем глубокий вдох, задержку дыхания, и выдох. Можно потереть себе уши. И твердо верим – все будет хорошо! Они у нас лучшие. Справятся.