Мусорная куча по имени Николь

В Одинцовской лингвистической гимназии 20 апреля 3 «Д» класс и театр Натальи Бондаревой запустили совершенно новый экологический проект, подготовленный буквально за месяц. Помимо проекта, в зал «запустили» также пару скомканных пакетов с огрызками чипсов и немного серебра. Подробнее – в материале «НЕДЕЛИ».

Текст и фото Анна ТАРАСОВА

– Идея сделать экологический спектакль с совершенно нетеатральными ребятами родилась у нас совершенно спонтанно, – признается Наталья. – Я считаю, что защита окружающей среды касается каждого. Сегодня гораздо больше стали о ней думать и говорить, но мы захотели донести мысль о том, что к Земле нужно относиться бережней, именно до детей. И не взрослым актерским составом, а с помощью их же ровесников, обычных подростков из этой же школы. 

Чем вежливость отличается от внутренней культуры?
– Лично для меня все началось с бытового вопроса – полезла в интернет почитать, какую питьевую воду лучше покупать, какая чище и безопасней. В итоге зачиталась на несколько дней. Ни для кого не секрет, что состояние экологии у нас не лучшее, но когда однажды изучаешь этот вопрос внимательней, можно прийти в ужас. Наверное, тогда у меня и возникла мысль, что необходимо посеять в детях это зернышко понимания, чтобы они бережнее относились к тому месту, где живут. Мне кажется, это во многом история про воспитание – не в смысле «вежливость», я говорю сейчас именно о внутренней культуре. Ребенок, которого мама или бабушка с ранних лет приучали, что бросать мусор неаккуратно и плохо, усвоит это. Ведь какой-нибудь выброшенный фантик – это, по сути, ерунда, но именно с этой невинной мелочи все и начинается. И от того, по какой причине подросток решает не мусорить – по «вбитой» привычке или из-за того, что это для него правильно, – зависит очень многое. Классный руководитель Галина Владимировна Прядихина поддержала эту мысль, и мы тут же начали работать. Конечно, очень помогло, что в классе были дети, занимающиеся хореографией, гимнастикой, музыкой. Мы постарались, чтобы каждый ребенок получил роль, в которой он сможет показать именно то, что умеет лучше всего, что подчеркнет образ его роли.

И помойка может быть красивой
В спектакле очень многие дети отыграли так, что это запомнилось. Но одна девочка мне бросилась в глаза. Я была убеждена, что симпатичная девчонка, которой почему-то доверили играть свалку, – приглашенная профессиональная актриса. Оказалось, нет. Более того, всего месяц назад девочка могла бы сыграть только кого-то очень трепетного и нежного – нимфу какую-нибудь, например…

– Когда я решила, что данную роль будет играть Николь, подозреваю, многие удивились, – вспоминает Наталья. – Ведь это прекрасная скромная интеллигентная девочка с косами, воздушная-превоздушная. И вдруг – куча мусора. Мне очень понравилась как раз эта идея – сочетать совершенно несочетаемое: красивую девочку и образ, который вообще не про красоту. Николь на первых репетициях свой текст отчитывала, как будто она играет принцессу. И пока я ей показывала, как из девочки-девочки нужно превращаться на сцене в самодовольную экспрессивную героиню, отыгрывающую, по сути, свалку, она хохотала до слез. Это же почти другим человеком надо было стать на площадке. А в итоге отыграла так, что стонал весь зал. Мама ее потом писала: «Большое вам спасибо, моя дочь для меня открылась совершенно в новом ракурсе, я и предположить не могла, что она способна быть такой». 

«Весь спектакль мы собрали только на сцене»
– Работать с детьми, никогда не участвовавшими в большой постановке, непросто. Особенно учитывая, сколько времени было на подготовку. После занятий несколько раз в неделю мы могли отрепетировать какой-то один небольшой кусочек. И ни одного полного прогона постановки у нас не было. Дети соединили все кусочки в один только на сцене, уже перед зрителями.

Пакетик недоеденных чипсов не желаете?
В каждой хорошей постановке есть свои фишечки, которые обязательно запоминаются. Вот здесь для меня самым эффектным оказался неожиданно простой ход. Все очистки, обертки, все, что обычно мы бросаем на землю, не обнаружив поблизости урны, летело со сцены… непосредственно в зрителей.

– Есть такие люди, которые в ответ на предложение что-то почувствовать, оценить, заявляют: «Пока я этого не увижу своими глазами, не поверю». Вот в вопросе экологической культуры мы все в некотором роде – люди, которые не видят. Поэтому нам очень захотелось представить хоть какие-то вещи не театрализованными, а очень наглядными. И решили делать все по-настоящему. Так родилась, например, идея выкидывать мусор со сцены прямо в зал. Вот съел ты чипсы, скомкал пакетик и отбросил куда-то в сторону, как будто это само собой разумеется. Кто-то, может, и покачает головой, увидев это, но не более. Что в этом такого уж шокирующего? А вот, когда вы сидите на спектакле и в вас летит скомканный пакет с недоеденными чипсами, которые падают вокруг, такое точно запомнится. Фактически – почувствуете себя Землей. 

Или салютомашина, которая бомбанула у нас все туда же – в зрителей. Мы долго думали, как показать очистку реки. Любое смонтированное видео было бы слабым решением. А потом в интернете нашли информацию, что речку можно очистить ионами серебра. Так что на сцену у нас вышел такой внушительный Ион в костюме и долбанул серебряными блестками в детей. Радость у всех была невероятная, и у нас, и у ребят в зале. Нам хотелось, чтобы какие-то важные моменты остались в памяти. Думаю, такие штрихи точно запомнятся. 

Что будет со спектаклем дальше?
– Я бы, конечно, показала его на большую аудиторию, но не знаю, когда это можно успеть, – говорит Наталья. – Сейчас уже идет большая подготовка к 9 Мая, так что, возможно, мы вернемся к этой мысли чуть позже. А вообще самое главное, что несколько десятков детей это прожили. Еще примерно сотня прочувствовала на собственном примере, как ощущает себя очищенная река или замусоренная земля. Возможно, в ком-то это оставит глубокий след. Именно ради чего-то подобного мы и затевали этот проект. Не ради галочки о проведенном мероприятии, а чтоб зацепило хоть кого-то.

Главное, чтобы дети задумались. Если получится затронуть большее количество школьников, будем рады. Если нет, думаю, даже несколько десятков подростков, которые чуть по-другому будут теперь относиться к природе, – тоже очень значимое достижение.