Как праздновали

На Центральной площади Одинцово 9 мая прошло ретро-дефиле нарядов времен сороковых годов прошлого века.

Текст Валерия БАРАНЦЕВА, фото Евгения ДЁМИНА

Для наших земляков такое мероприятие стало новинкой, но очень интересной и приятной. Согласитесь, в современном сознании понятия «Великая Отечественная война» и «мода» как-то не вяжутся. А между тем даже в самое непростое и страшное время существовал определенный стиль в одежде, не говоря уже о довоенном и послевоенном периодах. Экскурсию в прошлое для зрителей провели представители столичного ретро-ателье «Машинка времени».

– Мы шьем платья и костюмы исключительно по лекалам нарядов ушедших эпох, – рассказывает ведущая ретро-дефиле Елена Полякова. – В основном их заказывают для театральных постановок, съемок фильмов и исторических реконструкций. На базе нашего ателье также существует танцевальный ансамбль «Рио-Рита», участники которого подготовили выступления для одинцовцев. Такие дефиле мы проводим давно: сначала выступали «на пробу», но вскоре этот номер снискал популярность у зрителей и стал нашей визитной карточкой.

Так что же носили в Советском Союзе 70 лет назад? Расскажем нашим читателям наиболее интересные факты о моде тех времен.

В конце тридцатых-начале сороковых годов «писком» мировой моды были карибско-латиноамериканские мотивы. Естественный интерес в СССР к Испании был вызван гражданской войной 1936-1939 годов и участием в ней советских добровольцев. Вся страна знала стихотворение Михаила Светлова «Гренада», слушала «Чолиту» Клавдии Шульженко и «Кубинскую песенку» Изабеллы Юрьевой. Советские женщины с удовольствием носили платья в андалузский горошек. В те годы выходить на улицу без шляпы считалось неприличным, поэтому к выбору этого аксессуара дамы подходили особенно тщательно. Прическа и макияж этого времени развивались в соответствии с западными традициями. В тренде была яркая помада, подрисованные тонкие брови и накладные ресницы. Самыми популярными парфюмами считались «Красная Москва» и «Ландыш серебристый».

В предвоенный период основой мужского гардероба были костюмы – приталенные и однобортные пиджаки с застежкой на две или три пуговицы и брюки широкого покроя, чаще с отворотами внизу. Отличительной чертой считались широкие подкладные плечи. У любого, даже самого небогатого мужчины должен был быть хотя бы один костюм – на выход. По правилам этикета к костюму полагалось носить шляпу, но такой головной убор могли позволить себе только обеспеченные люди. В гардеробе наркома НКВД Генриха Ягоды, помимо несметного количества рубашек, было 21 пальто и 22 костюма. При этом жены и дети партийных функционеров, которые в своей среде одевались респектабельно, «в народ» должны были выходить в скромных нарядах, дабы не афишировать свой достаток. Простые мужчины носили рубашки с мягким воротником без галстука, короткие полупиджаки спортивного кроя и куртки на молнии, которые в народе назывались «москвички» или «хулиганки». Были также популярны брюки-гольфы до колена, вязаные свитера и жилеты и кепки-восьмиклинки. На ногах у мужчин, помимо кожаных ботинок на шнуровке и белых парусиновых штиблет, можно было увидеть гетры, напоминающие о дореволюционной России. Летом их сменяли сандалии на перепонке, немного похожие на детские.

Во время Великой Отечественной войны о моде временно забыли, а гражданская одежда сменилась военной формой. Качественных тканей в стране не было, по этому многую одежду шили в так называемой лоскутовой технике – попросту пускали в расход наряды прошлых лет. Нередко одежду меняли на продукты. Женщинам в тылу приходилось выполнять тяжелую и грязную мужскую работу, и делать это можно было только в кирзовых сапогах, брюках и телогрейках. Однако женщины все равно хотели оставаться красивыми и в нерабочее время надевали сохранившиеся в гардеробе платья. Фильдеперсовые чулки «со швом» достать было нереально, поэтому многие девушки просто рисовали стрелку углем на ноге, имитируя модный аксессуар. Альтернативой чулкам были белые носки, которые найти было проще. Журналы мод продолжали выпускаться в СССР и в военное время. Отметим, что само понятие моды до начала Великой Отечественной было знакомо лишь жителям крупных городов, а в глубинке было чем-то неизвестным. Ситуацию изменила эвакуация крупных театров и киностудий и концерты фронтовых агитбригад, выступавших по всем фронтам. Иногда представления давали прямо в землянках, завешанных плащ-палатками. Несмотря на сложные условия, артистки всегда выступали перед зрителями «при параде» – в ярких платьях, шляпках, туфлях на каблуке и с красивыми прическами. Это помогало хотя бы на несколько минут отвлечь уставших солдат и дать им возможность представить мирное время.

В марте 1944 года советские войска перешли границу СССР и начали военные действия на территории Румынии, а затем операции продолжились по Западному фронту. Это положило начало так называемому периоду «трофейных мод». Солдаты и офицеры отправляли домой все, что попадалось им под руку. Это называлось самообеспечением. Так скудный мир советской женщины стал обогащаться французскими духами, наручными часами, мехами, обувью, тканями и уже готовыми платьями с чьего-то плеча. Случались и конфузы. Среди трофеев попадалось шикарное дамское белье: рубашки и комбинации из шелка, отделанные кружевом и вышивкой. Не избалованные новинками мировой моды советские дамы принимали их за вечерние платья и смело надевали для торжественных случаев.

Вернувшиеся с фронта герои-победители продолжали носить форму и в мирное время: она была им к лицу и не оставляла равнодушными представительниц прекрасного пола. А что же женщины? На исходе войны правительство СССР решило возродить моделирование одежды и открыло в Москве Дом моделей на Кузнецком мосту. Государственный подход к развитию моды в стране открывал перед властью перспективу контролировать, во что одевается население, и противопоставлять советскую моду буржуазной. Впрочем, образцы и выкройки из привезенных из-за рубежа изданий все равно влияли на стиль советского человека.

Завершилось ретро-дефиле в Одинцово оригинально – артисты разучили вместе с вызвавшимися зрителями ритмичную московскую кадриль и станцевали ее под всеобщие аплодисменты.

Культурно-развлекательные мероприятия же на главной сцене города начались с тематической программы, посвященной встрече участников акции «Бессмертный полк». Ее представил артист театра и кино Дмитрий Певцов вместе с солистами Одинцовского эстрадно-симфонического оркестра. Первой композицией выступления стала песня Владимира Высоцкого «Он не вернулся из боя».

«Я много езжу по стране, и в каждом моем концерте обязательно есть песни, посвященные войне. Это важная и трагическая часть нашей великой истории», – сказал Дмитрий Певцов.

Кроме того, на Центральной площади города было много и других интересных активностей. На главной сцене возле районной администрации выступали творческие коллективы, для детей и подростков проводились соревнования по лазертагу и работала полоса препятствий с маскировочной сетью, метанием гранат и другими испытаниями. В этом году в центре Одинцово выставили рекордное количество образцов оружия и военной техники, которой можно было попытаться «поуправлять» для атмосферной фотографии. В лагере клуба исторической реконструкции «Вольная дружина «Яровит» можно было пострелять из лука, попробовать составить послание с помощью азбуки Морзе и сразиться на тренировочных мечах. Поисковый отряд «КитежЪ» и историко-патриотический клуб «Генерал» привезли свои традиционные передвижные выставки поисковых находок и военных миниатюр. В их штабе также работала общественная приемная «Судьба солдата», куда любой желающий мог подать запрос о пропавшем без вести в годы Великой Отечественной родственнике. Помимо этого, жители и гости Одинцово работали миноискателями, осваивали азы штыкового боя и осматривали аутентичный медицинский шатер с врачебными инструментами и бланками времен сороковых годов прошлого века. Немалый интерес одинцовцев вызывала и выставка военных плакатов и фотографий наших земляков, воевавших на фронте. Добавим, что районная Общественная палата в этот день проводила акцию «Библиотека добра», где можно было сдать ставшие ненужные книги или, наоборот, бесплатно забрать те, что привлекли внимание.