Детский велосезон начался с инструктажа

В Одинцовском парке спорта, культуры и отдыха в преддверии летних каникул прошло символическое открытие детского велосезона. 

Текст и фото Александр ЛЫЧАГИН

Дмитрий Лукьяненко, начальник отдела физической культуры и спорта администрации Одинцовского района, рассказал, что цель акции – провести для детей инструктаж по правильному движению на велосипедах не только на дорогах, но и на таких спортивных объектах, как лыжероллерная трасса. Научить их основным правилам безопасности, знание которых позволит исключить травматизм, ДТП и несчастные случаи.  

Инструктаж лично проводила начальник отдела по пропаганде безопасности дорожного движения Одинцовской ГИБДД майор полиции Евгения Воронина. 

– Что первым пострадает, если вы упадете с велосипеда? – проверила она знания маленьких спортсменов.

– Велосипед! – закричал какой-то шутник.

– Неправильный ответ, первой страдает голова, вот почему во всех видах велосипедного спорта, в том числе и в вашем, обязателен специальный шлем.

Учащиеся спортивной школы олимпийского резерва по маунтинбайку, а именно они составили основу участников акции, все как один были в шлемах. 

Николай Ушаков, тренер СШОР по маунтинбайку, подтверждает – без шлема никак. Как и без обязательного инструктажа по технике безопасности, с которого начинается каждое занятие спортсменов. Они учат это, как «Отче наш» – дорогу переходить только пешим, по дорогам общего пользования ехать колонной в один ряд друг за другом, шлем обязателен, без экипировки заниматься маунтинбайком заниматься нельзя. Безопасность на лыжероллерной трассе – дело непростое. Объект переполнен отдыхающими, которые постепенно вытесняют спортсменов. Тренировки, учитывая специфику маунтинбайка, а это «спорт бездорожья», ведут в стороне от трассы, а в выходные дни, когда идет основной наплыв отдыхающих, стараются вообще не появляться. 

Николай Ушаков рассказывает: «Здесь в прокате велосипедов выдают шлем, но отдыхающие просто вешают его на руль. Детей приходится предупреждать: видишь такого ездока – держись от него подальше. Еще одно железное правило: перед поворотом всегда надо оглянуться, будет ли маневр безопасным. И еще: лыжнику всегда приоритет. У роллеров нет тормозов, в отличие от велосипеда. Мы можем затормозить, они – нет. Мы сами из лыж пришли, так что собратьев своих понимаем и бережем их. Наконец, движение по трассе – одностороннее, всегда против часовой стрелки. Находятся люди, пытающиеся нарушать это правило, приходится инструктировать». 

Сотрудники ГИБДД раздали буклеты, памятки о безопасности дорожного движения, а самой маленькой велосипедистке вручили светоотражающий жилет. После чего участники акции отправились в символический велопробег по лыжероллерной трассе. 

А Евгения Воронина попросила «Одинцовскую НЕДЕЛЮ» донести до широкого круга читателей свой инструктаж в подробностях. Это поможет сохранить жизнь ребенка и его здоровье, поэтому родителям очень важно прочитать нашу статью вместе с детьми.  

Детям до 14 лет запрещается ездить на велосипеде по дорогам общего пользования и улицам, гласят Правила дорожного движения. До достижения этого возраста ребенок может кататься только во дворе, на площадках и в скверах, то есть выбирать для прогулки на велосипеде те места, откуда нет выезда на проезжую часть и где отсутствует угроза попадания под колеса автомобилей.

Для велосипедистов оборудуются специальные дорожки. Они выделены полосой на асфальте и обозначены знаком «Велосипедная дорожка».

Подросток, достигший 14-летнего возраста, перед тем, как выехать на проезжую часть, должен изучить Правила дорожного движения, касающиеся велосипедистов. Ведь теперь он не просто велосипедист, а водитель транспортного средства.

Советы юному велосипедисту

Водитель велосипеда обязан:

  • при выезде на улицу со двора необходимо пропустить транспортные средства и пешеходов и только после этого отправляться в путь;
  • внимательно следить за всеми сигналами, подаваемыми водителями других транспортных средств, за маневрами автомобилей и, где необходимо, уступать им дорогу, притормаживать и даже останавливаться;
  • сам велосипедист должен сигнализировать руками.

Эти сигналы просты и также установлены Правилами дорожного движения, им обучают водителей, и они понятны всем участникам движения:

  • перед перестроением в левую сторону или перед поворотом налево велосипедист вытягивает в сторону левую руку, или правую, согнутую в локте, вверх;
  • перед перестроением в правую сторону или поворотом направо велосипедист вытягивает правую руку в этом направлении, а если эта рука занята или не видна, то левую, согнутую в локте, вверх;
  • перед торможением надо поднять вытянутую вверх руку.

Велосипедисту нужно грамотно пользоваться этими сигналами, чтобы не создавать помех на дороге.

Если велосипедист оказался в ситуации, когда тротуара нет, а вдоль дороги припаркованы машины, так, что даже пешеходам приходится обходить их по проезжей части, в этом случае, прежде чем совершить объезд, необходимо убедиться, что:

  • дорога свободна в обе стороны, и он не создаст помех другим транспортным средствам;
  • припаркованный автомобиль, который велосипедист собирается объехать, не подает сигнал о начале движения;
  • при завершении объезда он сможет, не создавая помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую крайнюю правую полосу.

Велосипедисты должны ехать только по крайней правой полосе в одни ряд. В случае отсутствия велосипедной дорожки, допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.

Водителю велосипеда запрещается:

  • ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;
  • перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до семи лет на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками;
  • перевозить груз, который выступает более чем на полметра по ширине или длине за габариты велосипеда, или груз, мешающий управлению;
  • двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки;
  • поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении. В этом случае надо сойти с велосипеда и перейти дорогу по пешеходному переходу, ведя велосипед за руль и соблюдая меры предосторожности;
  • запрещается буксировка велосипедов, а также велосипедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом.
  • опасно выезжать на оживленную улицу; опасно въезжать в тоннель, на эстакаду или мост – скорости двигающегося транспорта там обычно высоки. При планировании поездки следует исключить такие места из своего маршрута. Не забывайте о существовании знака 3.9 «Движение велосипедов запрещено» и о необходимости соблюдать его требования. Кстати, знак не запрещает спешиться и вести велосипед рядом с собой даже по дороге, если нет тротуара, а вот за нарушение вы можете быть оштрафованы на 500 рублей. 
  • запрещено устраивать гонки на дороге, игру «в перегонки». Если велосипедиста обгоняет другой водитель, например, мопеда или велосипеда, то нельзя препятствовать обгону повышением скорости или иными действиями. Закончит водитель обгон – тогда можно двигаться быстрее.

При выезде на улицу велосипедисты обязаны позаботиться о наличии средств защиты, к которым относятся шлем, перчатки, световозвращающий жилет. Из экипировки желательно надевать спортивную одежду и обувь.

Опасайтесь надевать:

  • узкие джинсы – они будут сковывать движения;
  • широкие брюки – низ правой штанины может попасть между кареткой и цепью. Закатывайте низ штанины или затягивайте его резинкой;
  • кепки или панамы, которые слабо держатся на голове. Во время движения такой головной убор обязательно начнет слетать, вы будете отвлекаться, чтобы его поправить, а это крайне нежелательно за рулем.

Если во время движения необходима остановка, то обязательно велосипед нужно ставить на подножку или прислонить его к стене или к дереву. Стоит позаботиться о его сохранности: для этого необходимо заблаговременно приобрести специальный замок для велосипеда.

Как показывает практика, в дороге может пригодиться и аптечка. Нелишним при поездках по городу или автомобильным дорогам будет зеркало заднего вида. Очень полезная вещь –  специальные велосипедные или хотя бы просто солнцезащитные очки. Они спасут глаза от насекомых, которые могут попадать в них в самый неожиданный момент и заставляют велосипедиста терять контроль над ситуацией. Не пренебрегайте различными средствами обеспечения безопасности: светоотражающими устройствами и наклейками, мигающими фонариками, диодными подсветками. Все это делает велосипедиста значительно заметнее на дороге в вечернее время и сокращает риск ДТП.