«В жизни есть лишь важные три вещи… Всё остальное должно исчезнуть…»

Пожалуй, именно полную формулировку этой фразы я назвала бы главным девизом прошедшей со 2 по 3 июня в Архангельском Усадьбы Jazz. А потом забрала бы себе в качестве главного жизненного девиза. Подробнее о трех составляющих важного – в репортаже в места событий.

Текст и фото Анна ТАРАСОВА

Информационная справка

За пятнадцать лет существования фестиваль Усадьба Jazz стал одним из самых любимых музыкальных событий года для москвичей, петербуржцев, жителей Воронежа и Екатеринбурга. А также самым известным российским джазовым фестивалем за рубежом.

Юбилейный, пятнадцатый фестиваль, собрал 80 музыкальных коллективов из 20 стран. Вот лишь несколькие из них.

На самой большой сцене фестиваля – этно-группа AYWA (Франция) мультиинструмент-алиста Адила Смаали, исполняющая традиционные песни стран Магриба с привнесенными элементами фанка, реггей и рока. К древним традициям обращается в своем творчестве и певица Перукуа (Австралия), чей голос часто называют целительным, а саму диву – мастером «вокальной йоги». Еще один из хедлайнеров – легендарная группа «АукцЫон», в этом году, кстати, отмечающая 40-летний юбилей. И ожидаемое всеми выступление участника группы 5'Nizza SunSay.

Для любителей изыcканной музыки выступали  басист-виртуоз Richard Bona Group (США). Всемирно известный Алексей Архиповский – человек, который фактически заново придумал балалайку. Музыкант Mark Eliyahu (Израиль), играющий на понтийской лире традиционную музыку Востока. Джазовые трендсеттеры: сенсационный человек-оркестр Jacob Collier (Великобритания), прославившийся благодаря Youtube, нью-йоркский саксофонист Donny McCaslin (США), который участвовал в записи последнего прижизненного альбома Дэвида Боуи Blackstar. И один из самых знаменитых русских джазменов в мире Игорь Бутман со своим квинтетом.

С традициями латиноамериканского джаза можно было познакомиться в исполнении кубинских музыкантов Hot Havana Orchestra, проекта Самбетерия Артура Газарова. И особого внимания, несомненно, заслужил индонезийский трубач Rio Sidik.

Описывать музыку и атмосферу этого грандиозного действа, согласитесь, дело неблагодарное. Поэтому, если вы не смогли попасть на 15-летие  Усадьбы Jazz, лучшее, что вы можете сделать, – хотя бы приобщиться к музыке, которая звучала в пространстве в эти дни. Названия групп и отдельных музыкантов приведены в информационных справках. Отслушав, определите то, что можете назвать своим. Чтобы уж точно прочувствовать и понять, выступления какого уровня вы могли бы услышать и увидеть в этом году. Ну и уже сейчас сделать себе пометочку на следующий год, чтобы, по возможности, не пропустить это мероприятие будущим летом.

Рассказывать стоит разве что об атмосфере. Хотя и ее до конца и по-настоящему можно ощутить, лишь пропустив через себя. Но о некоторых вещах все же стоит упомянуть. 

О детском пространстве Jazz Kids, например. Ведь родителям, которые сомневаются, стоит ли посещать подобные фестивали с маленькими детьми, найдется ли им там место и занятие, очень полезно понимать, что для младшего поколения меломанов здесь организуют не просто игровую зону с парой аниматоров. Детям  отводят полноценную и равную по наполнению поляну, активно работающую все два дня. 

Предусмотрены и небольшие радости. Вроде всевозможных угощений, бассейна с мячиками, машины, выпускающей в небо тысячи мыльных пузырей, а также много площадок и зон, где самые крохотные посетители могут поиграть как одни, так и с целой командой профессионалов, собранной для их развлечения. И, конечно, здесь организована отдельная музыкальная сцена, на которой выступают коллективы, чье творчество рассчитано именно на невзрослых. Перечислять можно было бы долго, но я упомяну лишь эскизы в пространстве Animal Band, колыбельные для всей семьи от Натальи Фаустовой и этническое представление Маленькой Африки Sofoli. Поискав и послушав одни только композиции в исполнении данных коллективов, вы, как и я, думаю, сильно удивитесь, поняв, насколько многомерной и разноплановой может быть современная детская музыка.

Что особенно приятно, Одинцово тоже имеет некоторое отношение к 15-летию Усадьбы. Причем, не только из-за того, что дорожках Архангельского, где, собственно, все и происходило, можно было встретить жителей нашего города. Но и потому, что художественную зону, где в режиме реального времени создавали свои полотна в человеческий рост одни из лучших современных художников, делали и наши представители – Дмитрий Лёвочкин и Евгений Ches.

Ну и пару слов необходимо, на мой взгляд, сказать о проекте Art Свобода, где были представлены лучшие образцы современных разнообразных жанров московской  сцены. Если вам сложно выбрать время, чтобы посмотреть на самых ярких представителей сегодняшнего перформанса, экспериментальных течений и просто на качественный сплав режиссерско-актерского взаимодействия, сюда непременно стоило зайти. Чтобы разом восполнить все пробелы в культурном образовании и увидеть самые яркие столичные постановки. В их числе, несомненно, театральный проект «Лес» режиссера Дмитрия Мелкина, реализованный Мастерской Дмитрия Брусникина. 

И настоящий подарок для ценителей красоты, экстравагантности, взрослых сказок и абсурда – спектакль «Эффект присутствия» по мотивам романа Бориса Виана «Пена дней» от независимого творческого объединения Freak Fabrik.

Здесь и яркие костюмы, и прекрасные шутки в стиле комплиментов от настоящих мужчин. «Девушка, я давно наблюдаю за вами издалека и хотел бы сказать, что ваше лицо очень похоже на пирожок… Нет, вы не поняли, я не то имел в виду, хотя это, наверное, прозвучало очень грубо. Просто, дело в том, что я о-о-очень люблю пирожки». И более серьезные вопросы о выборе между эго и любовью, куча мыслей, которые остаются со зрителями уже после завершения представления. А в процессе каждый из гостей имеет шанс не просто понаблюдать за происходящим, но и стать частью сценического действа – например, выйдя на сцену, сыграв короткую мелодию на пианино, создающим коктейли и попробовав собственный музыкальный напиток.

– Это обычное пианино, плюс гидравлическая система, – объясняет после спектакля участник проекта Евгений Гридасов. – Но в нем есть моторчик и насос, который закачивает воду и всевозможные вкусовые дополнители – соки, лимонады… У нас все по-настоящему: нет какой-то специальной кнопки, которую кто-то давит тайком, выбирая коктейль. Когда человек нажимает на педальную клавишу, льется определенный напиток.  Какой, играющий выбирает сам, в зависимости от «сыгранной мелодии». Вариантов и сочетаний там, мне кажется, миллион, а набор исходных ингредиентов – около 20. 

Со сцены звучат слова, о которых, несомненно, стоит задуматься.

«Нас обвиняют в том, будто мы подчеркиваем человеческую низость, показывая всюду гнусное, глупое, липкое, пренебрегая приятным и красивым, отворачиваясь от светлой стороны человеческой натуры… Опыт показывает, что люди всегда скатываются вниз, что, для того, чтобы их удержать, нужно нечто твердое. Иначе воцарится анархия… Но люди, которые переживают эти пессимистические настроения, которые заявляют каждый раз, когда видят какой-нибудь более или менее отвратительный поступок, «Да, таков человек»… эти же люди обвиняют экзистенциализм в излишней мрачности. И причем так упрекают, что невольно спрашиваешь себя – не за то ли они им так недовольны, что он наоборот излишне оптимистичен? … А что, в сущности, пугает в этом учении? Не тот ли факт, что он дает человеку возможность выбора? Возможность… выбора».

Пожалуй, именно фразой, завершившей спектакль независимого творческого объединения, я и закончу свой короткий отчет о 15-летии Усадьбы Jazz. Ведь именно она лучше всего, на мой вкус, характеризует общую атмосферу праздника, красивой музыки и невообразимой свободы, царившей в Архангельском в эти два дня.

«В жизни есть всего три важные вещи: любовь к прелестным девушкам, кругообразная музыка и танцы. Все остальное должно исчезнуть. Потому что остальное уродливо. Мы закончили».