Всё лучшее – детям, которым трудно

В коррекционной школе «Гармония» в Старом Городке открылся летний лагерь.

Текст и фото Александр ЛЫЧАГИН

В этой школе занимаются дети с различными проблемами здоровья, не позволяющими учиться или делающими обучение слишком сложным в обычных общеобразовательных школах: слух, зрение, ДЦП, нарушения опорно-двигательного аппарата и так далее. Понятно, что и в детские оздоровительные лагеря таким ребятам поехать затруднительно. Не то, чтобы нельзя, но сложностей много, не очень-то готовы там принять ребенка с серьезными проблемами здоровья и нести за него ответственность. В коррекционных школах Одинцовского района было решено организовать для детей оздоровительные лагеря прямо в родных стенах. Все, как положено в детском лагере – утренний завтрак, игры на свежем воздухе, соревнования и всевозможные мероприятия, кружки и занятия по интересам. 

Дети остаются детьми в любых обстоятельствах, даже те, кто борется с недугами. Дурачатся и строят друг другу «рожки», гоняются в салочки, в общем, живут обычной жизнью ребенка, насколько позволяет здоровье, конечно. 

В день нашего приезда в лагерь в нем шла небольшая пьеса о том, как плохо мусорить и как хорошо соблюдать чистоту. В ролях – преподаватели. Принцесса Грязнуля – учитель-дефектолог Юлия Семенова, король Мусор – учитель физики Анна Брагинская, уборщица тетя Зина – учитель математики Наталья Аношкина. Конечно же, добро и раздельный сбор мусора победили зло. 

Директор Елена Анатольевна Рябизина показала «Одинцовской НЕДЕЛЕ» коррекционную школу с изрядной долей гордости. Это, в общем-то, самая обычная общеобразовательная школа. Только лучше. Прекрасная отделка, уютно, чисто, современный дизайн. Классы маленькие, учитывая то, что обучение приходится вести как можно более индивидуально. Не хуже самых продвинутых лицеев и гимназий классы напичканы различной электроникой, проекторами, интерактивными досками. Вот только мебель своеобразная – некоторые парты без стульев, чтобы можно было подъехать на инвалидной коляске. Другие, наоборот, с особыми поддерживающими креслами. На второй этаж можно попасть не только по лестнице, но и в специальном «лифте», передвигающемся по перилам. Есть даже специальные транспортеры для инвалидных колясок, они умеют... шагать по ступенькам! 

Но все-таки главное сокровище этой школы, уверена Елена Анатольевна – это люди, в ней работающие. Неважно – кем, важно, что сердца у всех очень добрые. Например, водители автобусов, в должностные обязанности которых входит доставка детей в школу и обратно. Тех своих пассажиров, кто из-за недуга не умеет ходить, они в буквальном смысле носят на руках.  По-мужски, человечно, помогают детям добраться до школьной парты. 

И, конечно, учителя. Они, в негласной табели о рангах – педагоги высочайшего уровня, элита этой профессии. Если не так уж просто обучить ребенка здорового, то каково приходится тем, кто учит детей с серьезнейшими недугами? Некоторые диагнозы в недалеком прошлом считались приговором: ребенок обучению не подлежит. Сегодня учат. 

Конечно, к такой профессии готовят, есть специальность в педагогических вузах, есть методики. Но без совершенно особого склада души работать таким преподавателем человек не может. 

Я исподволь, с большим интересом наблюдал за тем, как учителя «Гармонии» разговаривают с детьми. Передать эту манеру общения словами невозможно, это надо увидеть лично. Да, здесь ученики особенные, но и учат их люди необыкновенные. Они какие-то светлые, лучащиеся теплом и добротой, которые с первой же минуты начинаешь ощущать буквально физически. Они могут даже поругать, построжить, но при этом в их словах все равно отчетливо слышны любовь и уважение к ученику, каким бы он ни был. Сдается мне, научить такому трудно, это дар. 

Интересуюсь у Юлии Семеновой, как приходят в такую профессию? Ведь можно работать обычным учителем, со здоровыми детьми, неужели нравятся сложности? Та отшутилась, сказав, что ее лично в профессию, которая ей очень нравится, и в школу «Гармония», которую она считает явлением уникальным, видимо, привели высшие силы. И добавила уже серьезно, что те, у кого дара доброты нет, в таких школах работать не могут, даже получив профильное образование. Но такие «случайные» – редкость, в основном на данные специальности идут осознанно, хорошо представляя себе специфику, и зовет их к такому служению собственная душа. 

Да так и служат потом эти замечательные души. Терпеливо, ласково, человечно, помогая детям, которым не повезло со здоровьем, шаг за шагом, ступенька за ступенькой преодолевать  школьные премудрости, помогая осваивать жизненно необходимые знания. Получается, кстати, неплохо. В этой школе есть даже медалисты, а ведь это, согласитесь, для ребенка настоящий подвиг – вопреки собственному недугу освоить школьную программу лучше, чем многие здоровые дети.