Как создается память о чемпионате мира по футболу?

В дни начала чемпионата мира по футболу известный современный художник, а по совместительству житель Одинцово Дмитрий Лёвочкин подарил городу очередную фреску на фасаде одного из домов. Подробности создания маленького шедевра высотой в 10 этажей – в материале репортера «НЕДЕЛИ» непосредственно с места событий.

Текст и фото Анна ТАРАСОВА

На весь процесс работы от начала до конца – от четырех  до пяти дней. Несколько десятков, а может и сотен баллонов с краской, команда, обеспечивающая творческую и техническую поддержку… и изображение золотой собаки, умещающееся на листе, размером не больше А5. Вот собственно и все, чтобы на стене одного из зданий нашего города появился очередной шедевр, высотой более 20 метров. Насколько невероятной кажется вблизи работа художника, становится понятно, лишь приблизившись к творческому процессу вплотную.

Мы поднимаемся наверх на подъемнике, и тут уже становится совершенно непонятно, по каким маячкам-отметкам райтер ориентируется.

Перед тобой примерно пять квадратных метров стены, немного изменяющей цвет по периметру, в руках автора маленькая картинка законченного варианта работы. Вот и все. Я внимательно приглядываюсь в надежде найти хоть какие-то прочерченные линии, отметки, – тщетно! Сплошная цветная стена из старой плитки.

– Как ты понимаешь, где проходит та или иная граница изображения? – пытаюсь выведать секреты мастерства.
– Да я вообще ничего не знаю, – разводит руками Дмитрий. – Буду рисовать несколько часов, потом спущусь вниз и посмотрю, что у меня получилось.

– Но ведь возможно что-то будет не верно, и тебе придется перерисовывать…
– Закрашивать. Да, и такой вариант вполне вероятен.

– Ты довольно часто рисуешь на зданиях. Подобные промахи случались?
– На самом деле, нет. Сейчас уже опыт дает свое. Глазомер развит настолько, что зоны обычно определяю правильно. По сути, я даже не думаю о каких-то границах, мимо которых могу «промазать». Я просто вижу, где данная часть изображения находится, и свободно работаю.

Такой mural art –  ценный подарок

Mural art – в наше время этим словом называют такой вид монументального искусства, стрит-арт, крупномасштабные настенные фрески. На торец здания ложатся линии всевозможных оттенков, а мы продолжаем интервью.

– Как ты вообще вышел на это здание, запустил работу, нашел средства? Ведь проект наверняка не дешевый…
– Да, обошелся он нам примерно в 400 тысяч. Так что, когда люди воспринимают mural art на зданиях как какую-то легенькую, незатратную рисовку, это немного огорчает. Это тоже большой пласт современного искусства, который требует огромных вложений – как человеческих и физических, так и материальных в том числе.

Фактически – это холст за несколько сотен тысяч, который художник воплощает и дарит городу и его жителям. Ценно, когда это понимают и уважают труд и силы автора. Но так к нашему творчеству относятся, увы, не часто.

По поводу домов… Нам вообще в этом проекте очень помогла администрация района. И в поиске спонсоров, и в решении чисто технических, бюрократических вопросов, и в выборе зданий… Нашу задумку глава района Андрей Робертович оценил и сделал все, что в его силах, чтобы все необходимые административные вопросы были решены легко и в кратчайшие сроки. Мне оставалось лишь определить дом, который больше других подойдет для такого изображения, и получить разрешение у жильцов.

Как выбирается «холст»?

– Здания под подобные проекты выбираются по определенному принципу? То есть подойдет далеко не любая высотка?
– Примерно месяц назад я прокатился по Одинцово и выписал номера домов, находящихся в самом неприглядном состоянии. Мне хотелось не просто осуществить свой проект, но и сделать город красивее.

Кроме того, есть фасады, которые лучше видны в зимнее время, и те, которые бросаются в глаза летом. Вот здесь у нас, например, растут деревья. Они закрывают часть строения и мешают обзору. Когда наступят холода и зелени не будет, изображение станет видно гораздо лучше. Но возле каких-то построек насаждения расположены вплотную к стенам, а где-то – на значительном расстоянии. Поэтому, выбирая будущий «холст», такие параметры тоже важно учитывать. Этот дом со стороны дороги будет смотреться идеально, вне зависимости от сезона. Конечно, существуют и свои приемы, которые сделают эту работу более броской. Использование металлизированной краски, например.

Золотистая собака без грамма зол отой краски

– Получается, ты сначала очерчиваешь границы изображения обычными цветными баллончиками, а затем будешь заливать все остальное пространство золотым оттенком с прорисовкой теней…
– На самом деле, все совсем не так, – смеется Лёвочкин. – Открою секрет: для создания золотой собаки мы используем только цветные красители и серебряный оттенок. Золотого пигмента здесь не будет вообще. То есть сейчас я буду создавать все оттенки, блики, переходы цветов, здания и деревья, отражающиеся в «золотой» собаке,  исключительно цветами и в смешанной технике. А уже на заключительном этапе сюда добавится металлический оттенок. В сочетании издалека именно это смешение и даст визуальный эффект золотистости фигуры. Но никакого золотого тона в работе я на самом деле использовать не буду.

– Почему ты выбрал именно изображение металлической собаки с мячом?
– Во-первых, подобная техника – золотистые металлизированные объекты на абстрактном фоне – это вообще очень про направленность моего творчества в последние месяцы. Есть целая серия самых разных работ, связанных именно этой техникой исполнения.

Во-вторых, чемпионат мира – это отличный повод для того, чтобы привлечь внимание людей по всему земному шару именно к нашему городу. Даже сейчас, в первые дни, когда mural лишь обретает свои контуры, к нему наблюдается огромный интерес. А сколько человек по всему миру увидят его, когда оно будет закончено! Поверь мне, снимки каждого нового проекта, появившегося в любой точке планеты, моментально расходятся по всей планете.

День-два, и люди, имеющие непосредственное отношение к современному искусству, обсуждают его уже на всех континентах. Поэтому особенно важно было выбрать верный образ. Сейчас, например, в Самаре проходит фестиваль, где множество известных уличных художников расписывают фасады к чемпионату мира. И у всех темы в работах ну прямо очень околофутбольные.

Работы в стиле реализма, портреты, команды, мячи… Фактически – футбол в лицах. Но в этом нет чего-то именно нашего. Кто знает, когда такое событие еще пройдет в нашей стране? И мне кажется верным запечатлеть этот год не в виде «рисованной фотки» какой-то иностранной спортивной звезды, а оставить на память что-то именно свое, российское.

И в этом смысле наш талисман – это отличный символ и память на долгие годы. Вспомни Олимпийского мишку. До сих пор фраза «Олимпиада в России» вызывает, в первую очередь, его образ. Думаю, годы спустя, этот чемпионат  будет напрямую ассоциироваться с мультиплакационным персонажем Забивакой. И тут остается лишь найти собственное видение этого символа. Мы же не «Союзмультфильм», чтобы точно его копировать… У нас есть городская среда и, учитывая архитектурное понимание пространства, мы сейчас фактически создаем графическую скульптуру на доме. В память о событии, которое проходило в 2018 году в нашей стране.

Эта настенная фреска – далеко не последняя

– Сколько домов изначально рассматривал как вариант «того самого» фасада?
– Я остановился на семи разных зданиях в городе. На каждом из них могло появиться данное изображение. В итоге выбор сузился до двух по улице Чикина. Они оба классные, и я думаю, что второй в ближайшие месяцы мы тоже «обновим».

У меня в планах пригласить известного иностранного художника, чтобы свои работы в Одинцово принес и он. Честно говоря, не хочется уходить в какое-то собственничество, расписывать здесь все самому. У меня есть мечта – сделать Одинцово площадкой, на которой смогут реализовывать свои задумки мастера со всего мира.

Мне кажется, было бы здорово собрать здесь коллекцию всевозможных работ самых топовых и уважаемых современных художников из разных стран. Причем, я рассматриваю варианты привлечения к нам не только райтеров, но и скульпторов, например. Ведь искусство сегодня многогранно. И будет прекрасно, если в Подмосковье появится своя точка, где будут соединены в рамках одного города шедевры самых выдающихся мастеров в различных областях творчества. Если сейчас, чтобы полюбоваться на работы европейцев, нам нужно лететь в их города, возможно, через несколько лет одинцовцам достаточно будет просто выйти из дома на улицу.