Небо становится ближе

Мне кажется, любой человек,  даже если он по-настоящему боится высоты, хотя бы раз в жизни мечтал полетать. Просто ради удовольствия понять – каково это, смотреть на землю с уровня птичьего полета и видеть облака под ногами, а не над головой.

Текст и фото Анна ТАРАСОВА

Перемещение из точки А в точку Б на пассажирском авиалайнере в этом смысле своего рода обманка. Вы, вроде как, и парите, но ничего не решаете. Движением в воздушном пространстве управляет пилот, а вы всего лишь можете наблюдать за происходящим из иллюминатора. И то, если рейс не в ночное время. Но для тех, кто не желает жить всего-навсего мечтой о покорении неба, преград давно не существует – в Подмосковье уже много лет действуют десятки различных аэроклубов.

Накопите немного денег, выберите компанию, которая проводит полеты в зоне, до которой вы сможете добраться, и вот она – ваша индивидуальная сказка у вас на ладонях. Облака и воздушные пространства больше не нужно рассматривать на фотографиях – к ним можно взлететь почти самостоятельно.

Как это происходит?

Вы оформляете сертификат, в котором указана продолжительность и направление полета. В Подмосковье местечек с красивыми видами, уж поверьте, достаточно много. Маршруты, которые первыми приходят в голову, – над Москвой-рекой и Окой, вокруг Коломны или Константиново – родиной Сергея Есенина.

В назначенное время в одиночку  или с теми, кого выбрали в состав своей летной команды, вы приезжаете на аэродром. Будьте готовы к тому, что ехать до него придется довольно долго – примерно пара часов на дорогу в одну сторону потребуется в любом случае. Над столицей, увы, попланировать в свое удовольствие никто не позволит. Но когда такие мелочи, как несколько часов пути, останавливали тех, в чьей душе живет настоящий пилот?

Вас обязательно спросят о самочувствии. Никаких серьезных противопоказаний к подарочным полетам не имеется, но опытный инструктор ни за что не позволит такое приключение человеку, у которого, например, скачет с утра давление. Перегрузки, которые испытает ваш организм, все-таки заметно отличаются от тех, что испытывают на борту пассажиры гражданских авиарейсов.
Ну а дальше – самое интересное: полет.

К чему стоит быть готовым?

Прежде всего, к тому, что хотя подобный эксперимент – увеселительное мероприятие, вам будет не только красиво, радостно и весело. В полете может ощутимо покачивать, а к состоянию «невесомости» ходящие по земле люди совсем непривычны.

А еще, пожалуй, к тому печальному факту, что даже 40-минутный полет пройдет очень быстро. Кажется, вот всего 10-15 минут назад мы оторвались от взлетной полосы, но уже заходим на посадку. Сверяешься с таймером – нет, все верно: парили без малого час. Но ощущений будет столько, а виды за окном окажутся столь завораживающими, что почти три четверти часа пролетят совершенно незаметно. Это вам не на скучном уроке сидеть, когда каждая минуточка тянется со скоростью старой усталой черепахи.

Что вы можете себе позволить?

Разумеется, пофотографировать и сделать видео в процессе путешествия. Особенно, если вы сидите на задних сиденьях и не мешаете пилоту управлять самолетом. Хотя, конечно, большой вопрос, что важнее в моменте – зафиксировать воспоминания о прекрасном или насладиться ими сполна, не отвлекаясь ни на что другое

Пережить и на собственном опыте прочувствовать, что такое фигуры воздушного пилотажа.

От этого удовольствия слабонервные пассажиры, естественно, могут отказаться. Но те, кому не хватает острых ощущений, имеют все шансы договориться с пилотом об исполнении боевых разворотов, восьмерки с креном, горки с отрицательной перегрузкой и прочих элементах, названия которых лично мне почти ни о чем не говорят. Сразу дам совет: если фигуры в воздухе имеют для вас решающее значение, лучше летите один на один с пилотом. Пара сидящих сзади друзей, конечно, даст вам шанс поделиться впечатлениями с пережившими тот же опыт, но снизит возможное количество элементов в разы – до самого безопасного минимума.

Ну и как самый приятный бонус: вы можете на несколько минут стать настоящим пилотом. Взять управление самолетом полностью в свои руки и осознать на все 100 процентов, что же это значит – летать самому.

Что ещё важно знать?

Думаю, прочитав эти общие описания, самые отважные искатели приключений уже помчались в интернет искать наиболее выгодные предложения неподалеку от своего места жительства. Для тех же, кому для принятия подобного решения необходима более детальная и четкая информация, предлагаю подборку ответов на самые часто задаваемые вопросы от инструкторов аэроклуба «Аист», под чьим руководством первый шаг в небо делала лично я.

С какой скоростью, и на какой высоте проходят прогулочные полеты?

Обычно – от 200 до 600 метров. Но можно поднять самолет на высоту до 3000 метров. 
Кроме того, предельная высота полета может зависеть от требований диспетчерских служб, в чей зоне ответственности проходит полет.

Минимальная высота полета в пилотажных зонах для отработки техники пилотирования по инструкции посадочной площадки БЕЛООМУТ может быть не менее 50 метров. Большинство же полетов проходят не ниже расчетной безопасной высоты, которая зависит от рельефа, искусственных препятствий на местности и других факторов.

Скорость крейсерского полета, на которой проходит большинство прогулок: 180-220 км/час. Максимальная скорость, которую могут развить самолеты аэроклуба – 300 км/час.

Насколько безопасны прогулочные полеты?

Прогулочные полеты на современных самолетах, прошедших тщательный технический контроль и имеющих сертификат летной годности, который подтверждает установленный уровень безопасности в Гражданской авиации РФ, по праву считаются намного безопаснее, чем путешествие на автомобиле. 

На борту самолета имеется необходимое аварийно-спасательное оборудование, соответствующее требованиям Гражданской авиации. Даже в случае возникновения аварийной ситуации, пассажиру будет обеспечен максимальный уровень безопасности.

На каком топливе летают самолеты?

Самолеты Як-18Т и Корвет имеют поршневые бензиновые двигатели и летают на авиационном или автомобильном бензине с октановым числом не ниже 92. Кроме того, существуют самолеты с поршневыми дизельными двигателями, с турбовинтовыми и реактивными двигателями. Они работают на авиационном керосине.

Чем отличаются отечественные самолеты от импортных?

Отечественные самолеты по отношению к импортным обладают рядом преимуществ – как экономических, так и эксплуатационных. Например:

  • отечественное топливо дешевле зарубежного;
  • для российских самолетов легче достать взаимозаменяемые запчасти и оборудование;
  • с ремонтом и обслуживанием зарубежной техники возникает много проблем из-за отсутствия деталей и материалов, а также специалистов по ремонту и т.д. 

Какие перегрузки испытывает человек во время полета?

Во время полета по желанию могут быть продемонстрированы перегрузки от плюс 3 до минус 1,5, которые безопасны для неподготовленного организма человека. При положительных перегрузках вы ощутите увеличение веса тела и «вдавливание в сиденье». При перегрузке +3 вам покажется, что ваш вес увеличился втрое. При отрицательных перегрузках вы почувствуете так называемое состояние «невесомости», которое испытывают космонавты, находясь на орбите.

Чем отличается полет на ЯК-18Т от полета на большом пассажирском самолете?

На легком спортивном самолете можно сполна испытать чувство полета, чего нет в путешествии на пассажирских самолетах. Наши полеты проходят на небольших высотах, что дает возможность разглядеть все подробности ландшафта. С переднего сиденья открывается прекрасный обзор. Кроме того, вы сможете увидеть, как пилот управляет самолетом, как происходит взлет и посадка, услышите команды диспетчера в шлемофоне, сможете вести переговоры во время полета, и даже управлять самолетом самостоятельно.