Одинцовское уличное искусство: от креативной граффити-фотозоны до разрисованного самоката

Думаю, многие современные подростки, а также немалая часть взрослых, чье детство пришлось на девяностые годы, хотя бы раз в жизни мечтали почувствовать себя профессиональными райтерами. Взять в руки настоящий баллончик и нарисовать прекрасное стильное граффити. Другой вопрос, что для большинства из нас такие мысли, разумеется, так и остались мечтой. Хотя бы потому, что баллончики весьма недешевы, да и самореализовываться с их помощью совершенно непонятно где. К тому же, чтобы создать настоящий шедевр, необходимо, как минимум, уметь профессионально рисовать, а дано это далеко не всем. Поэтому, как бы нам ни хотелось получить в своей жизни подобный опыт, это едва ли осуществимо. 

Текст и фото Анна ТАРАСОВА

Современным подросткам везет больше. На скейтерской площадке неподалеку от Центрального стадиона в Одинцово несколько десятков школьников получили реальную возможность почувствовать себя начинающими райтерами. Причем совершенно бесплатно.

Дело в том, что известный подмосковный современный художник Дмитрий Левочкин с командой граффитчиков начал расписывать скейт-парк, который появился в городе относительно недавно. Новые, еще ничем не украшенные поверхности стали, по сути, полотнами для будущих шедевров.

Учитывая, что происходило их создание в дневное время в центре города, это не могло укрыться от подростков. Разумеется, последовали стандартные в таких ситуациях вопросы: «Что это вы делаете?» и «А можно и нам попробовать?» К удивлению большинства наблюдающих, а еще больше – самих подростков, художники выдали им баллончики.

Понятно, что создавать свои первые настенные картины непосредственно на новых скейтерских объектах неопытным художникам никто не разрешил. Все серьезные работы райтеры провели самостоятельно. Тем же, кто хотел попробовать себя в работе с настоящими баллончиками, выдали небольшие доски, на которых, можно было проверить, как работают красящие аэрозоли. В принципе, большинству подростков этого вполне хватило. Ведь не так важно создать настоящую картину на действующем объекте в центре города, как интересно на собственном опыте понять, как же это делается. И, судя по всему, основная масса начинающих граффитчиков осталась очень довольна этим экспериментом. Восклицания: «Вот бы забрать баллончики с собой и порисовать еще и дома!» за последующие пару часов я лично слышала не менее 20 раз.

– Для меня самого происходящее, если честно, оказалось неожиданностью, – признается Дмитрий Левочкин. – Мы вышли сегодня с одним из молодых художников порисовать вдвоем, и совершенно не были готовы к тому, что это вызовет такой интерес у детей. А дальше сработал забавный эффект: оказалось, если выдать хотя бы одному подростку баллончик и разрешить рисовать в стороне, в течение каких-нибудь 10 минут прибежит целая толпа его ровесников с горящими глазами. И все будут просить дать попробовать поработать с красками и им. В итоге мы с Глебом уже давным-давно закончили сегодняшний проект, а вот ребята до сих пор рисуют. И останавливать их как-то не хочется, учитывая сколько положительных эмоций доставляет им происходящее.

Это очень напоминает слетающихся голубей, которых старушки кормят на площади крошками. Кидаешь кусочек хлеба одному, и через пару мгновений вокруг тебя хлопает крыльями целая стая. Мне происходящее напоминало именно эту картину.

Сегодня у детей не так уж много возможностей, чтобы проявить себя именно с художественной стороны. Хотя почему сегодня? Наверное, так было всегда.

– Свои первые работы я создавал тоже не на стенах домов или заборах, а на страницах школьных тетрадей, – вспоминает Дмитрий. – Именно там и происходят «пробы пера» большинства подростков: в тетрадках, на листах учебников, на школьных партах. А где еще им это делать? Ведь современное общество устроено так, что либо подросток умеет рисовать профессионально, и тогда он может позволить себе создавать настоящие картины на холстах, либо, чтобы проявлять себя, у него вообще нет никаких возможностей. И ходить в художественную студию захочет далеко не каждый. Да и рисовать в стиле граффити там, увы, не учат. А основной массе парней, например, интересно именно это. Так и получается, что научиться чему-то подобному в школе или в художественной студии практически нереально. В итоге остается три варианта: либо твои шедевры так и остаются на страницах ученических тетрадей, либо ты становишься вандалом, разрисовывающим подъезды непонятными каракулями, либо так никогда и не начинаешь рисовать. Сегодняшний наш эксперимент показал, что у школьников есть и другие, более интересные варианты.

Не думаю, что это событие как-то серьезно повлияет на их жизнь, но, по крайней мере, это был интересный опыт. Мы сегодня позволили себе быть не только авторами очередной городской картины, но и наблюдали, как справляются с этой ролью другие. Свою задачу на сегодня мы выполнили, почему бы не дать получить удовольствие подросткам?

Опыт этой недели обещает стать далеко не последним. Даже, несмотря на то, что основные поверхности скейтерской зоны уже закрыты изображениями.

– Сегодняшняя наша работа с Глебом – продолжение довольно стихийно начавшегося пару дней назад проекта, – объясняет Дмитрий. – Буквально позавчера мне позвонил мой друг Дима Ches и предложил выйти в центр Одинцово, чтобы сделать пару граффити. Место для этого было выбрано неслучайно: совершенно голые стены установленных конструкций максимум через неделю были бы завешаны всевозможными рекламными объявлениями и разного рода нецензурными надписями. Мы решили, что, пока этого не произошло, стоит попробовать придать этим объектом принципиально новый вид. В итоге за прошедшие дни мы нарисовали несколько работ, которыми вполне довольны.

– Как думаешь, надолго ли они сохранятся?

– Скорее всего, нет, причем именно с нашей помощью, – смеется Дмитрий. – Дело в том, что нам хотелось бы в рамках этого пространства попытаться провести довольно необычный опыт. В Одинцово, да и в Московской области в целом, сегодня есть немало начинающих художников, которым было бы интересно создавать свои работы и сделать их доступными для зрителей. Но оформить граффити, не столкнувшись при этом с серьезными проблемами со стороны властей, практически нереально. Либо ты работаешь тайком, либо долго и дотошно согласовываешь свою работу с администрацией города. Такой вариант, как вы сами понимаете, подходит далеко не всем. А сейчас мы, по сути, имеем идеальное место, где работы тех самых молодых – опытных и начинающих – райтеров будут более чем уместны. Поэтому, если все получится так, как мы это видим, то в центре Одинцово в эти месяцы появится отличная фотозона, которая будет меняться чуть ли не каждую неделю.

Это наш способ не только самореализоваться и воплотить в жизнь собственные проекты, но и помочь городу совершенно бесплатно стать более красивым и ярким. Сейчас на фоне этих работ можно устраивать всевозможные фотосессии, и это будет смотреться стильно и интересно. А через неделю сюда планирует приехать еще один известный уличный художник. Соответственно, большинство работ обновится. Так что можно будет опять приходить с фотоаппаратами, видеокамерами и делать новую креативную съемку. Мне кажется, как для взрослых, так и для детей, это должно быть интересно. Да и просто стильная красочная работа в центре города – это красиво. И, наблюдая за тем, как работают настоящие профессионалы, дети, которые крутятся вокруг нас в процессе рисовки, возможно, научатся чему-то новому. И, кто знает, может быть, из кого-то из них со временем вырастет неплохой граффитчик.

Оправдаются ли столь смелые и амбициозные надежды в отношении сегодняшних школьников, несомненно, покажет время. А пока дорвавшиеся до баллончиков дети проявили свой творческий потенциал по полной.

Конечно же, украшением выданных им деревянных досочек парни не ограничились. Сперва в качестве холстов использовались собственные ботинки... Ну а затем подростки в порыве художественного вдохновения начали раскрашивать все, что подворачивалось им под руку. Включая собственные и чужие самокаты и велосипеды.

«Мама тебя за это просто убьет», – доносится шепот со стороны, где двое ребят разрисовывают индивидуальное средство передвижения. «Ну и пусть убьет, зато, смотри, какой у меня современный велик стал», – парирует тот.

В паре шагов от них молодая мама с непередаваемыми эмоциями в глазах наблюдает за тем, как ее сын, максимум лет пяти, покрывает не самым ровным слоем краски свой самокат.

– А не жалко? – интересуюсь я.

– Ну это же, в конце концов, его вещь, – пожимает плечами женщина, – пусть делает ее красивой в собственном стиле.

– Мам, смотри, ну огонь же? – поднимает на нее глаза восторженный мальчишка. Краска неровными линиями стекает по колесам самоката.

– Еще какой! – не дрогнув голосом, уверенно соглашается мама. Ребенок, абсолютно счастливый, продолжает свой творческий эксперимент.

Иногда для настоящего счастья нужно так немного – всего-то сделать что-то по-настоящему красивое собственными руками. Как-то так, по сути, и создается уличное искусство.