Как спасаться от пожара: мероприятие для детей, которое стоило бы посетить взрослым

Что вам представляется, когда вы слышите словосочетание «противопожарное мероприятие в детском саду»? Скорее всего, короткая лекция с картинками, ну или, если очень повезет, небольшая постановка. Именно со спектакля в Одинцовском саду «Татьянка» и начали День пожарной безопасности. А вот после спасения «кошкиного дома» от танцующих «язычков пламени» с яркими лентами в руках программа пошла по совсем неожиданному сценарию.

Текст и фото Анна ТАРАСОВА

Профессиональная пожарная машина, возможность поговорить с настоящим спасателем, короткие мастер-классы для детей и взрослых по тушению огня, реальный шанс примерить костюм сотрудника МЧС… Это лишь малая часть того, что предложили в этот день воспитатели детского сада №79 своим подопечным.

Кто кого учит?

Конечно, и без нескольких важных напоминаний не обошлось. Кстати, делает их не один из педагогов, и даже не заведующая. А старший инспектор отдела надзорной деятельности по Одинцовскому району Главного управления МЧС России и Московской области.

– Профессия пожарного-спасателя заключается не только в том, чтобы тушить пожары и спасать людей из огня, но и в том, чтобы предупреждать всевозможные опасные ситуации, – поясняет детям капитан Евгений Белибезьев. – Где бы вы ни находились – дома, в саду, на улице – если вы увидели открытое горение, огонь, дым, в первую очередь не поддавайтесь панике, найдите кого-нибудь из взрослых людей и побыстрее сообщите им об этом. Все вы уже достаточно большие и наверняка умеете пользоваться мобильным телефоном. А помните ли вы номера, по которым нужно звонить в пожарную охрану, если вы во время пожара оказались одни?

Мы в детстве в лучшем случае знали наизусть один номер. Современные детсадовцы без запинки называют хором целых три – 101, 01 и 112.

–  Когда вы наберете один из этих номеров на телефоне, если взрослых не оказалось рядом, вам обязательно ответит диспетчер, – продолжает Евгений. – Ему нужно сказать свое имя и адрес…

– И обязательно – какой этаж, – немедленно добавляют дети. Надо же, пропустил важное…

– А дальше, если вы находитесь в квартире, надо отойти на безопасное расстояние или покинуть горящее помещение. Если оно заполнено дымом, важно помнить, что выбираться нужно на корточках…

– Чтобы не вдохнуть много дыма и не задохнуться… и нос закрыть мокрым чем-нибудь… – несется из зала.

Одним словом, не совсем понятно, кто кому лекцию читал.

В чём ошибаются даже взрослые?

Уточняю у сотрудника МЧС некоторые вещи. Например, какие ошибки – самые распространенные при пожаре. Среди прочего особенно запоминается про привычку людей открывать окна, чего делать категорически нельзя.

– От воздуха создается тяга, вентиляция, соответственно, дым сильнее перекрывает дверные проемы, выходы, – объясняет Евгений. – Если кислород в пространстве постепенно выгорает, то пожар может закончиться сам собой. Но стоит пустить воздух, пламя вспыхнет с новой силой. 

Существует такое негласное правило: если вы открыли во время пожара окно, будьте готовы к тому, что вам придется им воспользоваться. В помещение ворвется воздух, он подпитает огонь, пылающий в комнате, и, скорее всего, доступ к другим путям эвакуации – двери, коридору,  лестнице – будет отрезан. Причем, как ни странно, об этом обычно не помнят взрослые, хотя детям в садиках мы рассказываем об этом подробно… То есть дети помнят, а родители бегут к форточкам.

У нас в Дубках пару лет назад горел торговый центр. И вместо того, чтобы с верхних этажей побыстрее спускаться вниз, продавцы зачем-то кинулись открывать окна, «проветривать помещение от дыма». В результате, большое количество людей оказалось отрезано от выходов, которые еще минуты назад были вполне доступны. Очень многих пришлось вытаскивать тогда спасателям. И ведь к подоконникам кинулись не испуганные шестилетки, а взрослые, которые, казалось бы, должны знать, как это опасно. Так что не знаешь, для кого полезней устраивать подобные встречи. У нас четырехлетние малыши нередко о правилах поведения в чрезвычайных ситуациях знают гораздо больше, чем родители. Но какая испуганная огнем мать, кинувшая к форточке, будет слушать маленького ребенка? Так и получается, что детей мы учим, а взрослые многого не помнят. Остается надеяться, что придя сегодня из садика, малыши освежат в памяти старшего поколения правила, которые обязан знать каждый.

– Ну а если помещение задымлено и к двери пробираться страшно или такой возможности просто нет? 

– И даже в такой ситуации мы все равно окна держим закрытыми. Особенно на верхних этажах. Если уже сложно выйти в коридор, необходимо привлечь внимание спасателей, но не распахивать  форточку. Всегда можно просто набрать экстренный телефон и сказать, что вы находитесь наверху и не можете выбраться. Существуют и другие способы: люди в такие моменты рисовали знаки помадой на окнах, писали плакаты – их видно издалека, размахивали перед стеклом яркими предметами. Обычно спасатели, приехав на вызов, в первую очередь охватывают взглядом периметр возгорания и яркий «маячок» не пропустят. То есть окна мы не открываем до самого последнего момента.

Что важно знать о пожарах детям

– Самое главное, чему должен научить взрослый ребенка в вопросах пожарной безопасности?

– В момент возгорания – не поддаваться панике, не прятаться, не забиваться в угол. Ребенок должен не только в саду прослушать лекцию о том, как себя вести, но и отработать эту ситуацию с родителями дома. Причем не на словах. Он должен четко знать способы выхода из каждой комнаты. Чтобы, если вдруг в квартире запылает огонь, он тут же выбежал из дома, если огонь уже не потушить чашкой воды, наброшенным одеялом или землей из цветочного горшка, позвонил в дверь соседям, нашел взрослых, вызвал спасателей. 

Дети, с которыми родители проведут хотя бы пару раз такие тренировки, гораздо более подготовлены к чрезвычайной ситуации. Ответственность взрослых не только в том, чтобы, выходя из дома, выдернуть утюг из розетки. В идеале они обязаны не оставлять детей до определенного возраста дома одних. Или, если уж выбора нет, убедиться, что дверь закрыта так, что малыш сможет ее открыть и выбраться на свободу, что в шаговой доступности лежит телефон, и ребенок знает, куда звонить и как вести себя в непредвиденной ситуации. Сегодня существует множество интересных и понятных учебных пособий на эту тему. А уж найти время для ознакомления с ними – задача родителей.

Чем опасен интернет?

– До какого возраста детям стоит напоминать такие правила?

– Знаете, я не педагог, но по опыту могу сказать: с подростками сложностей не меньше, чем с малышами. Причем, если детсадовцам нужно объяснять, как спасаться, то старших детей, скорее, контролировать. В том числе отслеживать, что они читают в сети.

– Интернет-то какое отношение имеет к пожарной безопасности?

– Самое прямое. Сегодня там можно найти такое число видео и фото «оригинальных изобретений, которые можно повторить своими руками», что мы за голову хватаемся. Недавно один старшеклассник решил дома сделать по инструкции, найденной в сети, домашний мини-мангал из пивной банки. Вы можете представить последствия такого эксперимента…

На территории Московской области ежегодно погибает в огне до 20 несовершеннолетних. Как правило, пожары происходят в ночное время, с детьми остаются люди преклонного возраста или неблагополучные родители…  Так что, несмотря на то, что мы по мере своих сил ведем работу со взрослым населением, не менее важна и подготовленность к пожару детей. Немало случаев, когда только их скорость реакции и понимание, как вести себя правильно, спасали многие жизни.

– А какая статистика по нашему району? 

– В Одинцовском районе, к счастью, подобных печальных случаев уже несколько лет не зарегистрировано.

От спасения согруппника до «почти наземной мины»

Те, кто до экспериментов с пивными банками пока, слава Богу, не доросли, напротив старательно обучаются предотвращать пожары.

Будто бы наглядно подтверждая слова моего недавнего собеседника, воспитатели детского сада №79 проводят на улице необычную эстафету. Разделенные на группы дети не просто бегают на скорость с пожарными касками, а, борясь за победу, еще и учатся.

Например, пробежав свой отрезок пути, каждый должен на одном из этапов подойти к телефону, поднять трубку и, назвав номер спасательной службы, предупредить о пожаре. В другой части соревнований дети спасают друг друга с помощью пледа, «безопасно выводя членов своей команды из горящей комнаты». Как ни крути, а после того, как каждый ребенок повторил эти несложные действия, он автоматически их запомнит.

После спортивных соревнований старший инспектор отдела надзорной деятельности показывает, как потушить небольшое возгорание с помощью подручных предметов – стакана воды, горшка с цветком и обыкновенной стеклянной банки. В завершение он быстро и ловко работает огнетушителем. Руководителям каждой группы в подарок вручают спецоборудование: современные маски для безопасного вывода детей из задымленных помещений. Обращаться с ними воспитателям, по-видимому, предстоит учиться отдельно.

Ну и самый приятный бонус – на территорию садика въезжает настоящая пожарная машина. Всем желающим не только дают сфотографироваться возле нее и залезть в кабину, но и показывают профессиональное оборудование пожарных-спасателей: от рукавов и брандспойтов до последних изобретений в сфере тушения огня. 

– На что это, по-вашему, похоже? – уточняют гости у детей, держа в руках предмет, больше всего напоминающий круглую мину красного цвета.

Не угадывает никто. Оказывается, это огнетушитель последнего образца. Если в здании нет людей, контейнер забрасывается в помещение, объятое огнем, происходит взрыв, и специальный порошок моментально тушит пламя.

Практически все продемонстрированное детям дают подержать, потрогать или примерить. Восторг малышни понять легко. Да что там, не любой взрослый имеет шанс примерить часть костюма, который используется при тушении нефти, например.

– Несомненно, дети это надолго запомнят, – говорит заведующая садиком Татьяна Холохон. – Мы всегда стараемся предлагать ребятам что-то нестандартное и включать в такие занятия побольше важной информации. Это самый лучший способ впечатать что-то в детскую память. У нас в рамках обучения пожарной безопасности был даже выезд в пожарную часть. Там дети общались со спасателями, смотрели, где они отдыхают в ожидании вызовов. А истории, рассказанные спасателями,  гораздо интересней, чем лекция о том, что «спички детям не игрушка». И потом, не все взрослые могут побывать в подобных местах. А детство должно быть полным впечатлений. Поэтому мы стараемся даже самое отчетное мероприятие превратить во что-то нестандартное. По-моему, это самый лучший способ многому научить человека любого возраста.