ХХI век лицея №10

По традиции перед началом учебного года министерство образования Московской области назвало лучшие школы региона. В почетном списке четыре образовательных учреждения Одинцовского района.

Подготовила Ирина КОМЕЛЬ

Одинцовская лингвистическая гимназия и Одинцовский лицей №10 вошли в десятку рейтинга лучших школ, заняв восьмое и 10 места соответственно. Одинцовский лицей №6 им. А.С. Пушкина вошел в ТОП-50 (42 место), а Одинцовский лицей №2 занял 69 строчку в рейтинге 100 лучших. Первые 10 образовательных учреждений удостоены специального гранта в размере одного миллиона рублей.

С поздравлениями и вопросом, по каким же критериям оценивались школы при составлении рейтинга, репортер «НЕДЕЛИ» обратилась к директору лицея №10 Валерии Каревой.

Валерия Вячеславовна рассказала, что экспертный совет министерства образования в течение года оценивал качество преподавания, информатизацию и организацию учебного процесса. Учитывались средний по школе результат ЕГЭ (в этом году по лицею это 73 балла) и количество выпускников, набравших максимальные 100 баллов по результатам ЕГЭ (в лицее таких было пятеро). Рассматривались и успехи учеников на международных и всероссийских олимпиадах, техническое оснащение кабинетов и развитие системы дополнительного образования.

Среди образовательных учреждений Одинцовского района школа №10 всегда славилась высоким уровнем подготовки выпускников, особенно по математике и физике. В последнее время здесь также активно развиваются информатика и новое естественно-научное направление, в которое объединены экология, биология и химия. Это позволило выпускникам лицея стать конкурентоспособными и при поступлении в ведущие медицинские вузы страны.

В 2008 году школа получила статус лицея и начала работу в рамках эксперимента. Здесь создана собственная авторская технология по отношению к одаренным детям с повышенным уровнем мотивации к обучению – «Интеллектуальное меценатство». Программа нацелена на то, чтобы одаренные дети, становясь взрослыми, не утрачивали своей уникальности. К сожалению, известно много примеров, когда, вырастая, вундеркинды теряют свои гениальные качества, свою индивидуальность. Важно не пропустить этап, на котором падает мотивация к генерированию идей, теряется интерес к саморазвитию. В противном случае остается только два пути – человек либо усредняется, либо уезжает за границу, не находя возможности для реализации своих смелых проектов на родине.

Сегодня в лицее 678 учеников, 70 сотрудников, из которых 44 педагога. Это единая команда. При этом в лицее нет своей начальной школы.

Чтобы попасть в списки лицеистов, ребята-четвероклассники должны показать результаты в открытой математической олимпиаде, которая проводится здесь ежегодно лицея. Критериями к зачислению служат качественная математическая подготовка, знание элементов ментальной математики и проявление талантов в математической сфере.

В лицее стремятся сделать учебный процесс для одаренных ребят максимально интересным. Разработано несколько сценариев интеллектуальных игр, которые проводятся только здесь. Такая игра объединяет весь коллектив, включая педагогов и родителей. В течение трех часов в лицее идет общий, серьезный интеллектуальный труд. В каждом учебном кабинете работает мобильный класс, в который дети объединяются не по возрасту, а по интересам.

В лицее создан собственный музей с лицейскими артефактами. Издается альманах – лицейская газета с массой интересных публикаций, издан философский сборник, имеется и поэтический онлайн-сборник.

На базе лицея создан центр робототехники. Здесь первыми в Одинцовском районе внедрили робототехнику в образовательный процесс. Лицеисты – неоднократные победители и призеры различных соревнований. Опыт своего лицея они представляли, в том числе, в наукограде «Сколково» и на региональной олимпиаде в Тамбове. Кстати, преподавателей для этого направления здесь готовят из числа выпускников. Некоторые из них уже вернулись в альма-матер в качестве педагогов.

В дополнение к собственным проектам образовательное учреждение сотрудничает с «Мосэнерго», что помогает старшеклассникам в плане профориентации. В лицее открыта Школа юного энергетика, где ребята проводят исследовательскую и проектную работу, участвуют в научнопрактических конференциях. Неоднократно становились победителями премии губернатора «Наше Подмосковье».

Более 10 лет школа сотрудничает с фондом японской культуры The Japan Foundation при посольстве Японии в России. В лицей приезжают представители посольства и гости из Японии, в том числе японские студенты, изучающие русский язык. Лицеисты проводят научно-исследовательские и проектные работы культурного и языкового характера, неоднократно выигрывали и занимали призовые места в конкурсах для детей, изучающих японский язык в России.

Полученный грант в миллион рублей здесь собираются потратить на оборудование.

«У нас есть задумка оборудовать два специализированных класса – инженерный и медицинский, – говорит Валерия Вячеславовна. – Удовольствие это не дешевое – оборудование каждого из кабинетов обойдется примерно в десять миллионов рублей. Но работу эту мы будем начинать. На самом деле гранты мы получаем практически ежегодно и традиционно тратим их на приобретение нового оборудования. Стараемся качественно расширить нашу образовательную среду».

В настоящий момент в лицее уже оборудованы классы по экологии человека и для проведения экспериментов по физике. Оборудованы также три современных кабинета информатики, четвертый кабинет информатики – мобильный.

Материально-техническая база лицея включает также интерактивно оборудованное место учителя. В каждом кабинете установлены компьютер и проектор. Рабочее место каждого преподавателя оборудовано по последнему слову информатики.

Недаром педагоги лицея – неоднократные победители и призеры районных и областных конкурсов «Педагог района» и «Педагог Подмосковья», районного конкурса «Самый классный классный».

Кстати, помимо десятого места в рейтинге лучших школ области, в этом году лицей №10 вошел в ТОП-50 лучших школ России по укрупненному направлению подготовки «Медицина», в ТОП-300 лучших школ России по количеству поступивших в ведущие вузы России, а также стал победителем конкурса «Образовательное заведение нового поколения – передовая лаборатория педагогов-новаторов», который проводился в рамках проекта «Педагог XXI века».