​Какие кошмары снятся фотографам?

По традиции «Одинцовская НЕДЕЛЯ» знакомит читателей с лауреатами премии губернатора «Наше Подмосковье» текущего года. Сегодня в центре внимания – фотограф Валерий Жуков и его проект «Фокус настоящего в наших руках».

Текст Валерия БАРАНЦЕВА, фото Валерий ЖУКОВ

На самом деле читатели нашей газеты давно заочно знают Валерия по его прекрасным фотографиям, иллюстрирующим практически каждый выпуск. И факт, что с нашей газетой сотрудничают такие талантливые люди, – весомый повод для гордости.

Нашим земляком Валерий Жуков стал только четыре года назад. Он появился на свет в городе Горловка Донецкой области, но спустя семь лет семья переехала в снежный Норильск. Любовь к фотографии мальчику привил отец, который запечатлевал памятные кадры на легендарные «Мир» и «Смену».

– Процесс съемки и проявления пленки меня всегда завораживал и казался настоящим волшебством, – рассказывает Валерий. – Само собой, мне хотелось освоить это искусство, чем я и начал заниматься. При этом моя основная профессия была, мягко говоря, далека от творчества: как и отец, я выбрал специальность электрика и трудился в плавильном цеху на одном из заводов нашего города. Долгие годы снимал для себя, «в стол», пока однажды, в конце 90-х, не показал свои снимки знакомой журналистке, которая работала в газете небольшого города-спутника в районе Норильска. Она попросила разрешения показать фотографии своему главному редактору, который вскоре со мной связался и предложил подработать у них фотографом. Я тогда как раз находился в двухмесячном отпуске и разумно решил, почему бы и нет? Деньги лишними никогда не бывают. Надо сказать, что в те годы работа редакционного фотографа существенно отличалась от современной. Это сейчас достаточно «нащелкать» снимки, сбросить их с флешки фотоаппарата на компьютер, отобрать самые удачные и при необходимости обработать их. А тогда все снимали на пленку в 36 кадров, которую надо было проявлять, печатать фотографии и сканировать их. Права на ошибку у нас тоже не было – ведь сразу отсмотреть получившиеся изображения было невозможно. При этом у меня существовала норма – шесть кадров с одной катушки обязательно шли в газету, но руководство мне оплачивало полную стоимость пленки. Поначалу, конечно, получалось не все, но новая деятельность меня затянула настолько, что по истечению отпуска я уволился со старой работы и перешел в фотожурналистику окончательно. Как легко догадаться, о своем решении не жалею. С тех пор я поменял много работ – трудился не только в редакциях газет, но и в глянцевых журналах, пресс-службах различных организаций и даже в Красноярском Доме журналистов. Никаких фотошкол и профессиональных курсов не заканчивал: считаю, что практическая работа дает больший эффект. Городов в моей жизни тоже сменилось немало – от Анадыря до Сергиева Посада. Одинцово мне очень нравится своей атмосферой и ритмом жизни – здесь не медлительно, как в провинции, но и не так суматошно, как в столице. Одним словом, золотая середина. Я уже выигрывал премию губернатора «Наше Подмосковье» в позапрошлом году и не сильно ожидал получить ее вновь. Поэтому новость о том, что я стал лауреатом премии второй степени в категории «Инициатива» была неожиданной, но, разумеется, приятной. Мой проект «Фокус настоящего в наших руках» – это макет фотокниги, посвященной Одинцовскому району. Там собраны портреты, пейзажи, изображения зданий и многое другое. Как фотография может быть и работой, и хобби? Для меня это – неотъемлемая часть существования, как дыхание или прием пищи. Доходит до того, что выходя из дома на десять минут в магазин, я чувствую себя неуютно без кофра с аппаратурой на плече. Мой самый частый ночной кошмар – что я где-то потерял фотоаппарат… Конечно, бывают моменты усталости и опустошения, но они длятся не больше пары-тройки дней, а потом желание фотографировать накатывает с новой силой. Что касается жанра съемки, то больше всего я люблю запечатлевать людей, в особенности – детей. У них самые искренние эмоции, они живые, энергичные, открытые и не успевшие обрасти комплексами, предрассудками и какими-либо шаблонами. Трудно ли мне смотреть чужие фотоработы и не замечать ошибок? Считаю, что хороший кадр – это тот, который вызывает положительные эмоции, ведь негатива в нашей жизни и так хватает. Меня раздражают совсем уж очевидные «ляпы», но строго критикую я только свои собственные снимки.

Если честно, в моем архиве крайне мало фотографий, которыми я был бы доволен на все сто процентов. Поэтому я продолжаю учиться этому ремеслу, практиковаться, пробовать что-то новое, реализовывать разные задумки. Полученная премия мне в этом прекрасно поможет, позволив обновить фототехнику.