Сгорая сам – свети другим

В библиотеке №1 города Одинцово 15 ноября состоялось открытие педагогического марафона классных руководителей-2019 «Учительство Подмосковья – воспитанию будущего поколения». Конкурс проводится совместно учебно-методическим центром «Развитие образования» и управлением образования Одинцовского района.

Текст Полина МИТИОГЛО, фото Евгения ДЁМИНА

К участию в первенстве классные руководители образовательных учреждений муниципалитета отбирались через заочный этап. В начальном очном этапе ежегодного районного конкурса приняли участие 14 классных руководителей из образовательных учреждений муниципалитета. Первым испытанием для конкурсантов стала творческая защита личной концепции воспитательной системы классного руководителя, которая оценивалась членами жюри. Его возглавила Ирина Кобзенко, директор Одинцовской лингвистической гимназии.

На открытии марафона с приветственным словом выступил начальник районного управления образования Алексей Поляков: «Такой педагогический марафон проходит в нашем районе ежегодно. Конкурс выявляет лучших, но в первую очередь – это отличная возможность поделиться опытом, показать, чего ты достиг в своей профессии, перенять полезные навыки коллег. Современные образовательные стандарты предъявляют новые требования к классному руководству, но главное остается неизменным – это любовь к профессии, любовь к детям».

Особенность конкурса в том, что соревнуются между собой исключительно классные руководители, показывающие свои достижения в воспитательной и внеклассной работе. Цель данного мероприятия – не только выявление педагогов, которые творчески относятся к классному руководству, но и оказание им помощи в реализации их идей и интересных начинаний.

В концепциях, которые классные руководители представили на данном этапе конкурса, можно выделить несколько направлений: духовно-нравственное развитие, приобщение к культурному наследию, патриотическое, трудовое, а также экологическое воспитание.

Джамиля Попова, классный руководитель 7 класса Одинцовской средней школы №3, назвала свою концепцию «220 вольт». Ее идея очень актуальна, поскольку Джамиля предлагает вопреки довольно распространенному мнению не запрещать школьникам гаджеты, а научить их правильно использовать в учебном процессе. Джамиля рассказала, что ребята пишут статьи для электронных газет, участвуют в фотоконкурсах, снимают видеоролики, создают мультфильмы с пластилиновыми героями на заданные учебным процессом темы. Все это стало возможным только благодаря привлечению современных гаджетов в процесс обучения, помогая ученикам в самореализации, направляя их увлеченность современными технологиями в благое русло, помогая извлекать из этого пользу и необходимую информацию.

В рамках направления, касающегося патриотического воспитания учеников, свою концепцию «Мы – это Родина» представила Екатерина Ильичева, классный руководитель 6 класса Одинцовской средней школы №9. Екатерина ставит перед собой цель воспитать истинных граждан, которые будут любить свою страну, будут толерантны, нравственны и духовно развиты. Своих учеников Екатерина называет «Ашки-чебурашки». В своем классе она воссоздала модель государственного устройства, представленную Советом класса с министрами и их заместителями, президентом и премьерминистром, где у каждого ребенка своя роль, предполагающая необходимость сотрудничества с одноклассниками. У ребят составлена обширная перспективная программа экскурсионных поездок с посещением исторических мест, они пишут статьи в школьный альманах «Мой прадедушка – герой». Екатерина считает, что настоящего патриота можно вырастить, только дав ребенку яркое и интересное детство, потому что только счастливый ребенок сможет нести в мир доброту и любовь.

Пример концепции экологического воспитания представила классный руководитель 4 класса Одинцовской средней школы №17 Татьяна Майорова. Цель ее воспитательной модели – ученик, любящий и ценящий природу и ее красоту, способный оценивать свои поступки и их воздействие на окружающую среду. Подопечные Татьяны ласково называют себя «майорчиками» и с удовольствием реализуют идеи своего классного руководителя: они выпускают школьную газету, участвуют в экологических акциях, собирают макулатуру и пластиковые пробки. Действительно, очень важно сформировать экологическую культуру и активную жизненную позицию ребятам в начальной школе, когда закладывается фундамент будущего мировоззрения человека.

Было очень интересно наблюдать за тем, как учителя выходили на сцену со своими докладами и презентациями, будто на день они оказались на месте своих учеников. Видно было, как они волновались и переживали за то, как оценят их работу. А это говорит о том, что этим людям действительно небезразлично то, чем они занимаются в профессии, а значит, и будущее их учеников. Говоря о своем призвании, Екатерина Туфлейкина, классный руководитель 4 класса Захаровской средней школы, произнесла известную латинскую фразу: «Сгорая сам, свети другим». Это символ беззаветного служения людям – служа другим, расточаю себя. Данное высказывание прославил голландский хирург Николас Тульп, оно давно стало девизом самоотверженных медиков. Но не менее точно свидетельствует древняя мудрость и о подвижнической профессии учителя – нужно полностью отдавать себя работе, чтобы из твоих учеников выросли достойные люди.

Все участники первого тура были приглашены на следующий этап – написание педагогического эссе, после которого несколько конкурсантов отсеются. Вторым туром будет мастер-класс «Родительское собрание» без участия родителей, а также комплексное мероприятие, объединяющее классный час и родительское собрание. В финал выйдут пять преподавателей, которые будут творчески представлять свою воспитательную систему в феврале 2019 года.