«Учитель года» – последний раз по старым правилам

Профессиональный конкурс «Учитель года-2019» стартовал в Центре развития образования 28 ноября. Тем, кто решился принять участие в этом творческом соревновании, предстоит пройти нелегкие испытания – впереди четыре тура. Лучший учитель Одинцовского района будет определен лишь в феврале.

Текст и фото Александр ЛЫЧАГИН

Руководитель управления образования Одинцовского района Алексей Поляков рассказал, что  в этом году попробовать свои силы намерены 23 учителя:

–  Всего у нас 50 школ, мы приглашаем принять участие в конкурсе всех учителей района, но исключительно по желанию, никого не обязываем. Каждый, считающий себя готовым, понимающий свои силы может сделать заявку на участие. Все они – профессионалы, не первый год в работающие школе, у некоторых уже есть опыт участия в конкурсах прошлых лет. Состязания предстоят непростые: нужно будет провести открытые уроки, выступить с презентацией своей методики, продемонстрировать свою теоретическую и практическую подготовку. Но игра стоит свеч, и не только для победителей и призеров – каждый участник приобретет на конкурсе друзей, сможет поделиться своим опытом и получить его от коллег.

– Что является залогом успеха для победы?

– В первую очередь, профессиональные качества. Учитель должен быть раскрепощен, должен хорошо говорить, уметь «держать» аудиторию, и, естественно, владеть педагогическими тонкостями, такими, как грамотное построение урока, выдерживание планов и схем урока.

– Сказываются ли итоги выступления на профессиональном росте?

– По опыту таких конкурсов, финалисты становятся, как минимум, заместителями руководителей образовательных учреждений. Сегодня приехали директора школ, и многие из них – финалисты различных лет. Они готовили к конкурсу своих коллег, нынешних его участников. Работа педагога индивидуальна, жюри оценивает профессиональные качества, педагогическое мастерство, но за каждым учителем стоит весь коллектив, вся школа. Каждый понимает, что работает в команде, и это тоже влияет на результат.

На первом этапе конкурса участники выступили в роли методистов. На доклад отводилось 15 минут. Жюри из пяти человек оценивает соответствие современным тенденциям развития образования, направленность на решение конкретной проблемы в образовательном пространстве, качество обоснования основных идей опыта, уровень научно-методического анализа и эффективность его применения, аргументированность в выборе педагогической технологии. Обязательно учитывается  новизна опыта, обоснованность выводов, качество технического оформления, использование иллюстративных материалов, общая и профессиональная эрудиция, культура публичного выступления, качество ответов на вопросы.

Ирина Бендюг, учительница начальных классов из Асаковской школы обратила свое внимание на  коврограф – изобретение физика из Санкт-Петербурга Вячеслава Воскобовича. Автор предлагает использовать его для развития дошкольников, но и школьные задачи, по крайней мере, для младших классов, на таком коврографе можно изображать зримо и наглядно, что приводит к мощному рывку в успеваемости. Дети даже на переменах толпятся у этого игрового коврика с символами-игрушками, сами сочиняют для него задачи, сами их решают.

Андрей Жаринов преподает математику похожими методами – любую задачу, по его мнению, можно представить в виде наглядного рисунка, схемы, чертежа, графика, что позволяет очень просто находить правильное решение.

А у Алины Солоповой на уроках английского языка дети... танцуют. Учительница  может попросить класс протанцевать английскую песню, а иногда меняется с учениками ролями – начинает говорить на ломаном английском, и уже ученики должны  найти и исправить ошибки. В результате за короткое время дети начинают не только сами говорить правильно, но и понимать английскую речь, учителю все реже приходится объяснять что-либо на русском.

По правилам конкурса свои методики учителя показывают за закрытыми дверями, только перед жюри. Но лучшие выступления участники обязательно повторят «на бис» уже для широкого круга.

С 1 декабря вводятся новые стандарты аттестации педагогических работников. Требования к ним будут меняться, по некоторым предположениям – кардинально. Аттестовывать на категорию теперь будут иначе, самим учителям предстоит сдать тесты на знание собственного предмета, подобные ЕГЭ, к которым педагоги готовят детей. Изменятся и правила конкурса «Учитель года», но как именно, мы увидим лишь в следующем году.