Андрей Воробьёв отметил лучших молодых педагогов Московской области

Губернатор Московской области Андрей Воробьёв 7 декабря вручил награды молодым учителям региона – победителям конкурса «Педагогический дебют-2018».

Текст Валерия БАРАНЦЕВА, фото Валерий ЖУКОВ

Церемония награждения прошла в гимназии имени Е.М. Примакова в деревне Раздоры во второй, заключительный день работы Форума молодых педагогов. Лауреатами конкурса стали пять учителей, еще четыре учителя получили награду в специальной номинации. Глава Подмосковья особо подчеркнул, что развитие системы образования, новые методики и практики имеют для региона колоссальное значение: «В жесточайшей конкуренции глобального мира именно система образования определяет успех страны. Форум, который мы проводим с молодыми педагогами, направлен на то, чтобы каждый дерзал, отвергая шаблоны, постоянно использовал в своей работе что-то новое, интересное и полезное».

В число награжденных вошел и учитель истории и обществознания гимназии имени Е.М. Примакова Владислав Козлов. Всего же в конкурсе «Педагогический дебют-2018» приняли участие около 250 молодых педагогов, стаж работы которых не превышает трех лет. Одинцовский район представляли 80 учителей. 

Такое мероприятие проводится в регионе уже восьмой раз. Его первый день прошел в Одинцовской лингвистической гимназии. Приветствуя собравшихся, исполняющая обязанности руководителя администрации Одинцовского района Татьяна Одинцова сказала: 

– Одним из залогов развития образовательной системы всегда считалось наличие в педагогическом коллективе молодых специалистов.  Мы всячески поддерживаем начинающих педагогов, которые после окончания вузов начинают карьеру в нашем муниципалитете. Каждый год районные школы и учреждения дополнительного образования пополняются такими кадрами. Мы даем им опытных наставников, а иногородним специалистам предоставляем служебное жилье. Очень рада, что первая часть данного форума пройдет в нашей лингвистической гимназии. Надеюсь, что нашим гостям тут понравится, и они откроют для себя много нового. 

В рамках форума в классах гимназии проходили открытые уроки ведущих педагогов Подмосковья. Строгого графика не было – гости мероприятия могли посещать любые занятия в зависимости от своих интересов. Корреспондент «НЕДЕЛИ» тоже посидела за партой в нескольких кабинетах. Спешу сообщить – посмотреть там действительно было на что. Например, учитель начальных классов из Одинцовского лицея №6, лауреат областного конкурса «Педагог года Подмосковья-2012» Галина Кузьмина не просто учила своих малышей красиво писать буквы, а представляла каждую из них в виде загадки. Причем не скажу, что они были элементарные – даже взрослым слушателям урока потребовалось некоторое время, чтобы понять, что «буква, которая может быть и слогом, и целым словом», это буква «я». 

Учителю экологии из Котельников Павлу Сысуеву было сложнее – ребят, с которыми он проводил занятия, педагог видел в первый раз. Да и тема охраны природы для не достигшей десятилетнего возраста аудитории априори не самая интересная. А вот рисовать ученики начальных классов обычно любят, поэтому урок строился на раскрашивании тематических картинок (срывание ландыша, уборка мусора в лесу) разными цветами в зависимости от их вреда или пользы для окружающей среды. Каждое свое действие мальчики и девочки аргументировали и проговаривали. Таким образом выяснилось, что школьники прекрасно знают и о существовании Красной книги, и даже о природной пищевой цепочке: картинка с ловлей бабочки сачком не вызывала у них сомнений и сразу отправилась во «вредные». На занятии также была затронута столь актуальная ныне тема утилизации отходов. Одна рассудительная девочка привела красочный пример, что мусор на свалках – это как игрушки под ее кроватью: если их постоянно туда складывать, рано или поздно закончится место. Вариант сжигания мусора ребята тоже сразу отвергли, вспомнив про загрязнение воздуха. Остался один выход – переработка, к которой сейчас и стремится Подмосковье. Вот в такой, казалось бы, игровой и нестрогой форме до подрастающего поколения доносятся правильные ориентиры. Недаром Павел Сысуев стал победителем всероссийского конкурса «Педагогический дебют-2015».

Посетить на форуме можно было даже открытый урок физкультуры. Причем он был посвящен достаточно важной проблеме – нехватке места в спортивном зале. Многие подмосковные школы переполнены, и часто бывает так, что в одно время на площадке приходится заниматься двум, а то и трем классам. Провести в таких в буквальном смысле сжатых условиях полноценное занятие, чтобы ученикам было комфортно и безопасно, действительно может не каждый. Поэтому коллеги преподавателя из Серпуховского района, победителя областного конкурса «Педагог года-2013» Сергея Ионова внимательно наблюдали за его мастер-классом, который проходил на узком квадрате, занимающем не больше четверти зала. Вместе со старшеклассниками Одинцовской лингвистической гимназии Сергей оттачивал упражнения на координацию, дыхание и работу обоих полушарий мозга. К слову, в некоторых из них встречались элементы йоги и пилатеса, что тоже было необычно и интересно.

Скажу честно, учась в школе, я не очень любила географию. Было обидно, что на столь интересном предмете мы только и делали, что раскрашивали контурные карты, отмечая на них странные значки, которые обозначали месторождения угля, нефти, и других полезных региону, но абсолютно неинтересных нам природных ископаемых. Поэтому я по-доброму позавидовала ученикам финалиста конкурса «Педагог года Подмосковья-2018» Павла Красновида. Темой своего открытого урока он обозначил Урал и предложил ребятам порассуждать, правильно ли его называют «хребтом России». Буквально за двадцать минут школьники вспомнили и обсудили и Уральские горы, условно разделяющие Европу и Азию, и различные драгоценные минералы, которые добываются в данном регионе, и разнообразие местных природных зон, и географические особенности Уральского региона, и, конечно, его историю. В итоге единственным аргументом против «хребта» стали границы Урала, которые не тянутся вдоль нашей страны а-ля позвоночник в человеческом теле. На мой вопрос про контурные карты Павел отметил, что они были и остаются главным инструментом географии, но его задача – сделать их понятными и интересными для учеников. Подобные интерактивные занятия с элементами истории – авторская разработка педагога.

– Россия – огромная страна, и интересно рассказать можно про каждый ее регион, – говорит Павел Красновид. – На своих занятиях я всегда даю ученикам возможность порассуждать, подискутировать друг с другом и самостоятельно прийти к выводам. На мой взгляд, именно этим учитель отличается от урокодателя. Темы занятий ведь тоже бывают разные, и какие-то могут быть скучными даже для самих преподавателей. Однако это как раз и стимулирует их разнообразить – интересными историями, необычными фактами и много чем еще. Видя живую реакцию слушателей, и работать становится приятней.

«На сладкое» гостям форума были приготовлены мастер-классы от педагогов дополнительного образования. После изучения богатого «ассортимента» мой выбор пал на скрапбукинг – создание открытки из подручных материалов. Тематика была ожидаемой: Новый год. Занятие проводила преподаватель Одинцовского Центра эстетического воспитания Олеся Пелих. Несколько месяцев назад она переехала из родного Ростова-на-Дону, где не раз становилась лауреатом местных профессиональных конкурсов, и теперь учит творить детишек из Одинцово. Впрочем, и взрослым на мастер-классе Олеси было интересно – несмотря на то, что рукоделие (как и география) – не самая сильная моя сторона, у меня получилась красивая яркая открытка, которую не стыдно подарить. К слову, скрапбукинг – это хобби Олеси: в ОЦЭВ она преподает изобразительное искусство и тестопластику. Вы правильно поняли, это речь идет о создании поделок из теста, для которого требуются лишь мука и соль. После того, как форма затвердевает, ее раскрашивают. Съесть подобные шедевры нельзя, зато любоваться ими можно и нужно.

Не менее насыщенным был и второй день работы форума. Молодым специалистам и гостям представили  мастер-классы победителей Всероссийского конкурса «Учитель года России» и областного конкурса «Педагог года Подмосковья». Кроме того, в рамках интерактивного блока педагоги могли принять участие в работе секций на темы «Как прийти в школу или кто твой друг», «Scrum как инструмент изменения роли учителя и ученика на уроке», «Инструменты стартап – технологии в школьной проектной деятельности».

«Мы уделяем большое внимание сфере образования, и я уверен, что на форуме наши учителя почерпнули полезные знания и профессионально выросли. Молодые педагоги посетили открытые уроки лучших учителей Московской области, в том числе членов клуба «Педагог года Подмосковья». Многое в плане профессионального роста дали и творческие мастерские, где проводили занятия педагоги дополнительного образования», – это мнение главы глава Одинцовского района Андрея Иванова.