Женщина-полицейский

Название и этой профессии женского рода не имеет. Хотя женщин в ней немало.

Госинспектор по пропаганде безопасности дорожного движения ОГИБДД МУ МВД «Одинцовское» старший лейтенант полиции Ксения Вадимовна Царалунга училась в Московском университете МВД. Решение о поступлении в такой серьезный вуз принимали на семейном совете. Образование получала на «гражданском» факультете этого вуза, по профессии Ксения – эксперт-криминалист. Стажировку проходила в Одинцово, где и предложили работу в ГИБДД, в отделе пропаганды безопасности дорожного движения.

Текст и фото Александр ЛЫЧАГИН

– Я пришла, познакомилась, и работа показалась мне достаточно интересной, – рассказывает Ксения. Она построена на общении с людьми, каждый день что-то новое, к каждому мероприятию надо готовиться заново. У нас есть наработки, но нет шаблонов. Мы и сценаристы, и певцы, и музыканты, мы журналисты, фотографы, спортсмены, аниматоры – все сразу.

– Трудно было учиться в таком серьезном вузе девушке?

– Атмосфера там довольно строгая, все пронизано духом служения стране, ее гражданам и закону. Дисциплина, порядок практически армейские. Ну у меня папа военный, семья наша живет в военном городке – ЗАТО Краснознаменск. К этому просто нужно привыкнуть.

– Коллектив в ГИБДД все-таки преимущественно мужской, и вас, наверное, носят на руках?

– Отчасти есть такое, мужчины действительно помогают, оберегают нас, руководство хорошо относится. Но это не означает каких-то поблажек. Помимо основных обязанностей, мы регулярно участвуем в рейдах с обычными экипажами. Так же, как все полицейские, каждый год сдаем нормативы – стрельба, теория, физическая подготовка.  Вождение автомобиля в ГИБДД – обязательно. Формируются даже женские экипажи, но чаще мы работаем в сопровождении мужчин.

– Что самое интересное в вашей работе?

– Общение с людьми, оказание им помощи. Если кому-то сумел помочь, это создает ощущение не зря прожитого дня, каждое «спасибо» нам от водителя, от пешехода – прекрасное моральное вознаграждение. Кроме того, наша работа напрочь лишена рутины, постоянно новые знакомства, интересные мероприятия, на которых бы никогда не побывал, если бы не работал в ГИБДД.

– А самое тяжелое?

– Самое тяжелое – выезды на ДТП с детьми, мы там обязаны быть. Неважно, насколько сильно пострадал ребенок, у него все равно стресс, дорожная авария и на взрослых тяжелое воздействие оказывает, а тут маленький человек, которому с испугом справиться очень трудно. И родители рядом с ним тоже в стрессе, и всех надо как-то успокоить. Мы с коллегами возим в багажнике служебного автомобиля детские игрушки, пытаемся отвлечь пострадавшего или напуганного  малыша, «задариваем» его каким-то смешным персонажем, разговариваем, успокаиваем. Но это еще счастье, когда ребенок остался жив. Порой же приходится видеть очень страшные вещи. К трагедиям привыкнуть невозможно. И они заставляют еще ярче понять, для чего нужна наша работа по профилактике безопасности – чтобы таких трагедий не было.

– Как вы относитесь к проявлениям сексизма на дороге:  «А, тупая блондинка, водить не умеет»?

– Как к мифу. Это ничем не доказано, никакой статистикой. Навыки вождения не зависят ни от пола, ни от цвета волос. Бывают и мужчины, которые водят плохо, и женщины, настолько хорошо освоившие вождение, что преподают в автошколах и работают профессиональными водителями. Женщины за рулем – дисциплинированнее, намного аккуратнее и внимательнее, в «шашки» на дорогах не играют. Это в массе, конечно, потому что бывают и исключения из правил.

– Как водители реагируют на женщин-инспекторов?

– От человека все зависит. Кто-то удивлен, кто-то приятно удивлен, рассыпается в комплиментах. Но и с хамством приходится сталкиваться, причем порой и от женщин, от матерей, которым, например, делаешь замечание по поводу неправильного пересечения дороги с ребенком, штрафуешь за перевозку детей без удерживающих устройств. Вместо того, чтобы сделать выводы, принять к сведению и не допускать больше нарушений закона, впадают в агрессию.

Нам в ответ ни хамить, ни срываться нельзя, мы при исполнении должностных обязанностей.  Общаться с гражданами положено ровно, спокойно. Но в целом отношение к женщинам-полицейским вполне доброжелательное, мы часто получаем на улицах устные благодарности, например, от пешеходов, которым нравятся наши акции по воспитанию в водителях уважительного к ним отношения.

Где бы ты ни был, кто бы ты ни был – мужчина или женщина, если работу не любишь, она тебе будет тяжело даваться. А если нравится, то как бы трудно ни было, все будет получаться. Главное – работать в команде, а мы в ГИБДД, я считаю, команда, где друг другу помогают и друг друга поддерживают.