Шоколад «Плейстоценовый» – в награду за хорошие вопросы

Шестая Одинцовская научно-практическая краеведческая конференция «История и современность» прошла 30 марта в конференц-зале Гостевого усадебного флигеля Музея-заповедника А.С. Пушкина в Больших Вяземах.

Подготовил Иван НЕСТЕРЕНКО

Участников и гостей конференции тепло приветствовал директор музея Александр Рязанов. Его особое отношение к краеведам легко объяснимо, ведь сотрудники музеев, краеведы, археологи, поисковики – это люди одной крови,  увлеченные своим делом энтузиасты, готовые тратить все свое свободное время на поиск истины в запутанных скрижалях истории, популяризировать эту интереснейшую науку, находить удивительные факты и рассказывать о них.

Вот характерные примеры. Владимир Сизов, заведующий сектором ГИЛМЗ А.С. Пушкина рассказал в докладе о добровольческом пожарном движении в Звенигородском уезде. Понятно, что для деревянных построек прошлого пожары представляли огромную опасность. И именно в наших краях появились добровольные пожарные дружины, чей опыт был замечен на самом высоком (императорском) уровне. Главным центром зарождения пожарного добровольчества в Звенигородском уезде было село Большие Вяземы, чья пожарная бригада ставилась в пример для населенных пунктов уезда и всей Российской империи. Кстати, обращали внимание на небольшие прудики, встречающиеся рядом со старыми селами с завидной регулярностью? Они появились не просто так, это  пожарные водоемы.

Мария Лобанова, создатель краеведческого проекта «Старое Голицыно», представила доклад «Часовое дело в Голицыно – пример исторического расследования». Она изучила деятельность артели «Точные часы», организованной после 1917 года на базе Шараповских мастерских часовщика Платова и просуществовавшей до 1932 года. Историческое здание этого маленького часового завода неподалеку от железнодорожной станции Голицыно до сих пор привлекает внимание любопытных прохожих, хотя и находится в заброшенном состоянии. Сохранить бы его, отреставрировать, сделать здесь музей, может быть, часового ремесла, а может быть, и просто подмосковной бытовой старины. Мария пытается добиться для этой старой постройки охранного статуса. 

Краевед Виктория Заиченко рассказала об известном театральном антрепренере, организаторе и создателе первого частного Русского драматического театра (ныне Театр Наций Евгения Миронова), открывшегося на 16 лет раньше МХАТа, – о Ф.А. Корше, о членах его семьи, а также о его ближнем окружении. В Голицыно у Корша была дача, и, оказывается, он даже похоронен где-то в Голицыно. Возможно, удастся отыскать его  утраченную ныне могилу.

На конференции также прозвучали доклады о проектировании и строительстве железнодорожной линии Москва-Смоленск с историческими описаниями местности вдоль Александровской железной дороги и основных станций – вокзала станции Одинцово с императорским павильоном, вокзалов Голицыно и станции Звенигород; о жизни,  быте и людях поселка Немчиновка на рубеже XIX-XX веков; об обнаружении остатков деревянных построек дворцового комплекса Бориса Годунова в селе Вяземы. Здесь в результате археологических наблюдений и охранных раскопок в районе комплекса зданий Конного двора обнаружены хорошо сохранившиеся остатки заглубленных в грунт деревянных строений, подтверждающие тот факт, что в Вяземах действительно существовал дворец царя Бориса Годунова.

Благодаря содействию сотрудников Большевяземского музея и лично его директора Александра Рязанова конференция прошла на высоком уровне. Нельзя не отметить и директора Краеведческого общества, ведущего методиста Одинцовского историко-краеведческого музея Антона Кузнецова и его сподвижников. Благодаря их усилиям, выдумке и фантазии научные конференции не просто стали традицией, но и проходят ярко и оригинально, с широким оповещением в социальных сетях, с видеотрансляцией в интернете. Докладчикам вручались оригинальные подарки – кружка «Краеведческая» и шоколад «Плейстоценовый». Необычными шоколадками награждались также авторы самых интересных, по мнению докладчиков, вопросов из зала. 

И еще одним интересным событием ознаменовалась конференция в Больших Вяземах. Государственному историко-литературному музею-заповеднику А.С. Пушкина женой и дочерью  Владимира Лавинского (внука поэта Владимира Маяковского) была преподнесена последняя работа этого скульптора – бюст Пушкина. Создавая скульптурный портрет, автор опирался не только на исторический артефакт – посмертную маску поэта, но и на многочисленные автопортреты Пушкина, которые Александр Сергеевич оставил на полях рукописей. Получилось очень удачно, талантливый скульптор в полной мере справился с  задачей, которая по плечу не каждому ваятелю. Тема Пушкина традиционно сложна в воплощении. Берутся многие, сделать действительно хорошо получается у единиц. Родственники скульптора долго искали достойный музей, чтобы преподнести работу в дар. И остановили свой выбор на музее А.С. Пушкина в Больших Вяземах – удивительном, динамично развивающемся, ведущем огромную историческую и просветительскую деятельность учреждении культуры и науки, собравшем под свое крыло множество увлеченных профессионалов и энтузиастов.