Лучший учитель Подмосковья преподает в Одинцовской гимназии

Конкурс «Педагог года Подмосковья – 2019» прошел с 1 по 6 апреля в стенах Губернского колледжа в Серпухове. Лауреатом областного конкурса в номинации «Учитель года Подмосковья» стал учитель истории и обществознания Одинцовской гимназии №11 Павел Реутов.

Подготовила Полина МИТИОГЛО

В этом году ежегодный конкурс для учителей Московской области состоялся в 30-й раз. Для участия в областном этапе конкурса «Учитель года - 2019» была подана 61 заявка педагогических работников общеобразовательных учреждений Подмосковного региона. Конкурс включает в себя школьный, муниципальный и региональный этапы, во время которых участники продемонстрировали профессиональное мастерство и отличное владение современными образовательными технологиями. 

По результатам конкурса определилось 5 лауреатов, в число которых вошел преподаватель истории и обществознания Одинцовской гимназии №11 Павел Реутов. Павел преподает в школе всего шестой год и в подобном конкурсе участвует в первый раз, но уже успел стать лучшим учителем Одинцовского городского округа и войти в топ-5 лучших специалистов Подмосковья. 

- Расскажите немного о конкурсных испытаниях, которые вам удалось успешно преодолеть на пути к победе?
- Нам необходимо было провести открытый урок – учебное занятие для незнакомых нам детей. Сложность еще была в том, что тема урока давалась вечером перед днем испытания – на подготовку всего ночь. Также было необходимо показать свой педагогический опыт через демонстрацию своей уникальной методики. Еще мы защищали свои образовательные проекты, а на мастер-классе обменивались опытом с другими учителями, который может быть полезен вне зависимости от дисциплины. Последним этапом стала педагогическая дискуссия об актуальных проблемах в образовании между конкурсантами.

- В чем заключается ваша методика и как она применяется на практике?
- Мое выступление было посвящено проблемам формирования критического мышления – то, что является одним из приоритетных моментов в преподавании именно истории, потому что в истории мы часто сталкиваемся с событиями неоднозначными, информацией недостоверной. Уроки истории как раз должны помогать развить навык критического оценивания информации. А особенно актуально это становится сейчас, когда вокруг нас существует огромный объем информации и просто необходимо уметь ее сортировать и оценивать.

- Поделитесь впечатлениями от урока, который вы провели в рамках конкурса.
- Открытый урок всегда отличается от обычного – во-первых, он длится 30 минут, во-вторых, все-таки, приходится иметь дело с незнакомой аудиторией. Сложно продемонстрировать за такой короткий промежуток времени методические навыки, которыми ты обладаешь, и продемонстрировать свои возможности как учителя.

- Как вы считаете, ваш возраст – это преимущество в учительской работе? Возникают ли проблемы с субординацией?
- Конечно, ведь чем учитель моложе – тем проще ему находить контакт с учениками. Проблем с субординацией у меня не возникает - все зависит от учителя, нужно уметь поддерживать дисциплину, формировать свой авторитет. Другое дело, что сейчас, учителю уважения действительно приходится добиваться за счет своих знаний, демонстрации своих педагогических качеств, умением по-человечески общаться с детьми, ведь они это видят.

- Меняется ли роль учителя в XXI веке? Какие новые цели должен ставить перед собой преподаватель, когда он уже не является единственным источником знаний? 
- Поскольку ребята проводят очень много времени с нами – учителями зачастую больше чем с родителями в силу их занятости, учитель, конечно, должен являться неким образцом для подражания. Вроде мы говорим о том, что информации много, и это действительно так, но проблема в том, что ребенок не умеет ей пользоваться, он не обладает поисковыми навыками, не умеет с полученной информацией работать: анализировать, выделять главное, определять, что достоверно, а что нет. Задача учителя – научить, но сейчас ему не нужно передавать знания, необходимо развить soft skills – навыки универсальные, которые пригодятся в жизни: умение ставить перед собой проблему, находить информацию, умение заниматься проектной деятельностью. А живой пример умного образованного человека всегда будет актуален, ребенок не может сам по себе таким стать, ему нужно помочь в этом.

- У вас есть свой профессиональный секрет? 
- Я стараюсь быть максимально открытым со своим учениками, всегда пытаюсь помочь, дать необходимую информацию, при этом, конечно, нужно обладать этой информацией, поэтому стараюсь соответствовать своей профессиональной компетенции, не отставать от тенденций. К тому же, мне кажется, что я совсем не строгий учитель - стараюсь не перегибать с авторитарными методами, хотя иногда приходится, конечно, но в целом стараюсь быть предельно демократичным и справедливым.

- Расскажите о планах на будущее.
- Конкурс стал очень важным этапом, он помог мне выйти из зоны комфорта, посмотреть с другой стороны на себя, других учителей. Вне зависимости от результата, это опыт в любом случае, а в случае победы – это некое признание. Сейчас есть желание продолжать работать, расслабляться еще не время - предстоит еще один этап регионального конкурса в сентябре, где из пяти лауреатов определится один победитель, который будет представлять Московскую область на всероссийском конкурсе «Учитель года».