Звени, Звенигород!

В Звенигородском Успенском соборе в рамках ежегодного Московского пасхального фестиваля прошла Звонильная программа.

Текст Валерия БАРАНЦЕВА, фото Валерий ЖУКОВ

В ней приняли участие звонари из разных регионов нашей страны и соседней Белоруссии. Сам фестиваль проходит уже 18 лет и помимо Звонильной включает Хоровую, Камерную и Симфоническую программы. Звонница Успенского собора принимает «колокольных музыкантов» уже в третий раз, и, по словам организаторов, в этом году собрала рекордное количество участников – 17.

Несмотря на аномальные даже для первого мая пробки, слушателей у звонарей было немало. При этом далеко не все из них знали о программе заранее. Многие просто приходили с семьей на службу, но покидать территорию собора не спешили, наслаждаясь мастерством участников фестиваля. Чтобы малыши не скучали, для них здесь же организовали мастер-классы по рукоделию. Очень органично в общую картину вписывался и русский самовар, угощавший всех желающих чаем с баранками. Но в самом центре внимания собравшихся была переносная звонница, на знакомство с которой выстраивалась солидная очередь из детей и взрослых. Ее приобрела сотрудница Звенигородского музея-заповедника Мария Угорская, которая по совместительству является еще и звонарем Успенского собора. В прошлом году Мария стала лауреатом премии губернатора «Наше Подмосковье» и решила потратить полученные средства не на личные нужды, а на помощь родному собору. Его настоятель архимандрит Иероним дал благословение, и теперь мини-звонница радует прихожан во время крупных церковных праздников.

Мария Угорская также принимала участие в Звонильной программе и, разумеется, я не могла с ней не пообщаться. Если честно, до мероприятия мы с коллегами думали, что звонарь – сугубо мужская профессия, ан нет – по ее словам, больше половины звонарей в России – женщины. 

– Правда, существительного женского рода у нашей профессии нет, как и у врачей с директорами, – с улыбкой замечает Мария. – Впрочем, не скажу, что нас это сильно волнует. Целенаправленно стать звонарем я никогда не стремилась, но однажды случилось так, что все звонари Успенского собора разъехались: кто-то в отпуск, кто-то на студенческую практику, а кого-то в армию призвали. Дело в том, что большинство из нас работает безвозмездно, совмещая звон в колокола с основной профессией. Далеко не у каждого храма есть возможность оплачивать работу звонаря. В общем, меня попросили помочь, и я решила, почему бы не попробовать? Было это летом 2006 года, получается, я в профессии уже 13 лет. Основам работы с соборными колоколами меня научили местные ребята-звонари, а позже я закончила в Москве специальные курсы колокольного звона. К слову, сейчас в столице их стало гораздо больше. Там же можно было многое узнать и об истории колокольного звона на Руси. Раньше он использовался не только в церковной сфере, но и во многих бытовых случаях. Во время сильной метели колокол «подсказывал» путнику дорогу, а при пожарах служил сигналом бедствия. Были и вечевые колокола, как в Великом Новгороде, которые собирали жителей на важные общественные мероприятия. Не думаю, что современный колокольный звон в России сильно изменился за несколько веков, зато можно легко отличить православный звон от католического. Дело в том, что в православных храмах и соборах звонари дергают языки колоколов, а в католических – раскачивают саму конструкцию. Сам звон там строится, скорее, на нотах, тогда как у нас – на ритме. Не скажу, что звонить в колокола сложно физически, но музыкальным слухом с координацией все-таки обладать надо. Видов звонов довольно много – они бывают будничные, погребальные и праздничные, причем последние могут делиться на подгруппы в зависимости от местности и типа религиозного сооружения. Например, монастырский звон отличается от храмового. Да и каждый звонарь, в принципе, может придумать свой именной звон – нигде патентовать их не надо. На звоннице Успенского собора семь колоколов, но не каждый звон требует использования всех. Никакого подстрочника у нас нет, звоним по памяти, но при необходимости можем пользоваться самодельной шпаргалкой. Конкуренции между звонарями тоже практически не встретить, все-таки это фестиваль, а не соревнования. Наоборот, всегда приятно отметить хорошую работу коллеги и сказать ему комплимент.