Что позволяет учителю считаться лучшим?

Победы в профессиональных соревнованиях? Количество олимпиад или проектов, в которых приняли участие его ученики? Разумеется, все это важно, но сегодня не меньше значит и неординарность подхода к своей работе. Пообщавшись 15 октября на открытии конкурса «Педагог года-2020» с разными представителями школьного сообщества, корреспондент «НЕДЕЛИ» попытался понять, в чем уникальность тех, кого учебные заведения нашего округа считают своими ведущими представителями.

Текст и фото Анна ТАРАСОВА

В этом сезоне принять участие в конкурсе решили 25 преподавателей. Педагогический опыт не является таким уж весомым преимуществом – здесь, как и в любой профессии, значение имеют, скорее, талант и призвание. А также готовность нешаблонно подходить к преподаванию.

Какого цвета звук?

Например, Светлана Люлина из Ликинской школы представлена как преподаватель изобразительного искусства, но тут же уточняет, что это не единственное направление ее работы. Вообще, послушав ее рассказ о трудовых буднях учителя, невольно задумываешься: а существуют ли вообще педагоги, которые ведут лишь один предмет?

– У меня три предмета, – рассказывает Светлана, – музыка, ИЗО и технология (то, что раньше называли трудом для девочек). На мой взгляд, они очень дополняют друг друга. Можно даже сказать, что я нахожусь на перекрестке многих предметов. Народный рисунок предполагает знание культуры своей страны. Делая работу, посвященную Дню Победы, мы частично затрагиваем тему истории. Чтобы объяснить ребенку, что обозначает тот или иной символ, важно заходить глубже, рассказывать, а значит, и знать больше. Моя задача – не просто дать краски и попросить ученика нарисовать что-то. Важно, чтобы он с самого начала понимал, что в каждой детали может скрываться особенный смысл. А объяснить это можно, лишь, когда сама хорошо разбираешься в теме.

Еще теснее ИЗО связано, на мой взгляд, с музыкой. Мы пытаемся воспринимать ее не просто, как набор звуков, а через цвет…

Такой подход кажется необычным, но когда собеседница предлагает вообразить, какого цвета для меня «Кармен», вопросов становится меньше. Действительно, вспомнив музыку, в воображении возникает четкая цветовая гамма – черное с красным.

– Так это и работает, – улыбается Светлана. – Поэтому на музыке мы проходим оперу, а на ИЗО создаем к ней иллюстрации. Учитывая, насколько дети непохожи, изображения на одну и ту же музыкальную композицию получаются очень разными.

– Интересно, как современные школьники представляют «Лунную сонату»?
– Кто-то видит стоящий в темноте белый рояль и композитора, который наигрывает первые звуки своего произведения. Кому-то воображается дождь и летящие сквозь него ноты. Рисовали также танец  двух влюбленных в водовороте лунного света. И в основном – в черно-белой гамме. Мелодии востока или из сказок больше пестрят цветами, а вот классика у большинства ребят монохромная.

– Как же оценивать подобные работы? Ведь здесь на 100 процентов должно срабатывать правило «Я художник, я так вижу», и ставить баллы воображению должно быть сложно…
– Я радуюсь, когда дети показывают что-то из мира своих фантазий. Мне хочется создать пространство, где они смогут мыслить нешаблонно. Если образы при этом получились еще и узнаваемыми, это гарантированная пятерка. Есть дети, которые стандартный натюрморт – яблоко, тетрадку и точилку – могут нарисовать в стиле Кандинского… Это не значит, что их непременно ждет художественное будущее, просто они позволяют себе собственный стиль. И я ценю такие решения, потому что они говорят о внутренней свободе.

Когда ученики – твои фанаты

Внутренняя свобода у современных школьников, кстати, проявляется по-разному. Например, Александр Комаров, единственный мужчина на конкурсе, учитель физкультуры из Часцовской средней школы, приехал на открытие конкурса, как и положено представителю спортивной профессии с собственной группой поддержки. Но почти неожиданно для самого себя. В тот момент, когда его объявляют в числе прочих участников, на задних рядах разворачивается плакат и доносятся «кричалки» от учеников. Все-таки молодые педагоги (Александр преподает всего третий год) находят общий язык с подростками. 

– Мы решили приехать сами, не по совету родителей или просьбе учителей, – рассказывает одна из часцовских школьниц Маша Рыкова. – Просто подумали, что наше участие сможет помочь и вдохновить. Все остальные сами по себе, а наш учитель – не один. Он, когда узнал, что у нас есть такие планы, сразу отказался. Но мы все равно приехали. Я видела, сколько радости было в его глазах, когда он увидел и услышал нас. Это того стоило.

Создается впечатление, что ребята  рассказывают о своем преподавателе, как о хорошем приятеле, однокласснике, но никак не о требовательном строгом педагоге. 

– Это человек, который может и пошутить на уроке, а не только требовать. Если запланирована какая-то игра, он может включиться в нее вместе с нами, – перечисляет Маша, – и такое как-то сближает. Я уверена, что звание «Педагог года» он должен взять очень легко. 

Я уточняю, почему, ожидая услышать  перечень неоспоримых преимуществ. Но слышу только восторженное: «Вы что? Он же самый классный!».

Соревнование дошкольных педагогов традиционно завершается творческим этапом. В преподавательской среде этапы несколько серьезней. Но оставлять участников без демонстрации своего арт-потенциала было бы неверно. Помимо выступлений участников конкурса прошлых лет и их учеников, в день открытия конкурса будущим соперникам предложили поработать командно. Вырезанные изображения, напоминающие эпизоды жизни современных учителей, маркеры, листы ватмана, минут 20 на обсуждение – и составляется коллаж о современной школе. Соревнование не за баллы, скорее для того, чтобы развлечься и получить дополнительный опыт выступления перед аудиторией. Учитывая, что на каждом из предстоящих этапов конкурса преподаватели должны будут делать это уверенно, такую разминку можно назвать весьма полезной. Ну и опять же, поработать с будущими соперниками в команде, посмотреть, кто и как мыслит, довольно интересно. И главное – хотя бы один день без баллов, побед или поражений. Уже на этой неделе – первый этап соперничества пройдет совсем по другим правилам.