Когда позволяешь себе исполнять джаз – просто ради радости

Наталья Бондарева

заслуженная артистка России

Это огромное удовольствие – заниматься любимым делом. Особенно, если долго не позволяешь самой себе прикоснуться к этой части своего творчества, своей души. Мне кажется, у каждого человека есть несколько призваний, талантов, вещей, в которых он действительно силен. И по-настоящему счастливым любой из нас может ощущать себя лишь тогда, когда может уделять внимание каждой из этих частичек. Но далеко не всем везет находить время и возможности для того, чтобы жить именно так. Есть семья и работа, есть обязательства, которые каждый раз кажутся важнее чего-то личного, сокровенного…

Текст и фото Анна ТАРАСОВА

Думаю, с каждым из этих утверждений согласилась бы заслуженная артистка России Наталья Бондарева. И точно также, уверена, после сольного концерта, который она провела на прошлой неделе в Успенском Доме культуры, добавила бы она к выше написанным словам только одно – «И несмотря на это всё, сокровенные кусочки своей души тоже надо выбирать обязательно».

И это при том, что концертная программа «Ради радости» – первое индивидуальное выступление в Одинцовском районе и в совершенно новой для себя манере, которое Наталья устроила за последние годы. Причем всё по той же самой причине: на значимое для себя обычно просто не остается времени, особенно «дома».

– В этом году я практически доросла до «совершеннолетия» в отсутствии своих сольных проектов на родной земле, – признается она. – Получается, 18 лет назад я последний раз стояла на сцене «Мечты» и пела что-то свое для жителей своей родной земли. У меня были небольшие концерты в Москве, но петь для своих, петь свое и делать это совершенно по-новому, так, как не пробовала еще никогда, – это совершенно иное. Эту мечту я хранила в сердце долгие годы.

– Неужели для сольного проекта так сложно найти две-три недели, если он действительно важен?

– Ну а как сделать выбор, если он стоит между проектом, где ты сможешь выйти на сцену и исполнить написанные тобой песни в сотворчестве с замечательными музыкантами, ежегодным новогодним спектаклем, подготовка к которому занимает не менее полугода, и, скажем, парой камерных сказочных постановок, которые готовятся специально для деток ограниченными возможностями здоровья или ребят из социально незащищенных групп? На любую из таких работ нужно несколько недель, а порой и месяцев. И это я вообще не вспоминаю про пьесы, которые та или иная школа или Дом культуры просят сделать специально для их учеников или местной ветеранской организации к какому-нибудь празднику. Разве можно им отказать? А ведь и таких задач перед нашим театром ставят за год не одну и не две. Вот так и получается, что приходится принимать непростое решение, где на одной чаше весов, прежде всего, собственная радость, а на другой – радость очень большого количества людей. И кажется эгоистичным и почти неправильным выбирать в этих условиях собственный проект. Всегда кажется, что можно подождать, перенести, создать что-то очень дорогое для себя чуточку позже. Ведь театр, постановки, счастливые глаза зрителей – это тоже огромное удовольствие, оно очень дорогого стоит. Многие люди годами ходят на нелюбимую работу, мне же повезло значительно больше.

И в очередной раз, взвесив все за и против, выбираешь не себя. Наверно, это во многом правильно и даже достойно, но однажды поднимаешь глаза от рабочих документов и ловишь себя на странной мысли, что не можешь вспомнить: а когда вообще ты в последний раз делала что-то, чего давно просит твое сердце? Когда любовь к себе, к чему-то очень ценному для твоей души вставала на первое место? И где-то внутри звучит одна и та же ясная короткая фраза: «Я очень хочу петь джаз, с живым оркестром и только на Одинцовской земле». И, наверно, лучшее, что любой человек мог бы сделать в такой ситуации – это подарить тот самый кусочек радости самой себе.

– Получается, вам для того, чтобы разрешить себе побыть «немного эгоисткой», понадобилось почти 18 лет?

– Примерно столько я не выходила на сцену с сольным проектом в Одинцовском районе. А уж с живой музыкой и возможностью импровизировать на сцене не выступала вообще никогда. Поэтому в этот раз решила рискнуть и осуществить старинную мечту – позволить себе исполнять собственные композиции в джазовом стиле. От почти любой музыки, кроме народной, он отличается именно возможностью жить на сцене, которую получает исполнитель. Ты не поешь заученную до ноты партию, ты частично создаешь ее перед зрителями. Причем исполняешь каждую песню в одиночку. Это очень мощно.

– В этот раз вы не были совсем уж одиноки... Музыканты тоже покорили зал…

– И это неудивительно, учитывая, что программу мы создавали с настоящими профессионалами своего дела: джаз-квартетом Антона Румянцева, великолепного музыканта, «золотого саксофона» России. Во многом благодаря именно их поддержке, предложению поработать вместе и вере в то, что джазовое исполнение – это то, что мне непременно стоит попробовать, и появился на свет наш совместный проект «Ради радости». Впервые за много лет в вечер его премьеры я позволила себе исполнять главную роль в программе, просто звучать, делиться дорогими мне текстами с самыми близкими людьми, собравшимися в зале, и получать нескончаемое наслаждение от всего происходящего.

– Казалось бы, одно сольное выступление, много ли оно может дать?

– А вот я сейчас чувствую, что за эти два часа набралась сил для огромного количества новых свершений. Видимо, для любой исполнительницы возможность стоять на сцене, не играя роль какой-нибудь очередной героини, а просто оставаясь собой – один из самых простых и верных способов поделиться переполняющими тебя эмоциями и вспомнить себя настоящую.

Красивая музыка, сильный вокал, зал, полный зрителей. Что еще нужно для того, чтобы считать творческий вечер по-настоящему удавшимся? Наверно, лишь внутренняя уверенность в том, что этот концерт – лишь отправная точка в череде сольных выступлений.

– Когда вспоминаешь, как много может дать тебе сцена, скольким ты способна поделиться со слушателями, хочется создавать подобные проекты еще и еще, – соглашается Наталья Бондарева. – И зная себя, единственным концертом на будущие 18 лет я теперь точно не ограничусь. Ведь радости – и для себя, и для других – много не бывает.