Любовь к дороге – это то, что никогда не проходит

Андрей Васильев

президент Одинцовского отделения мотоклуба «Ночные волки»

В октябре исполнится уже два года с того момента, как в Одинцово появилось отделение известного мотоклуба «Ночные волки». Как видят жизнь люди, для которых песня «Я свободен» стала практически жизненным девизом? Что на самом деле нужно, чтобы стать частью этого братства? Действительно ли экипировка может спасти жизнь даже при падении на большой скорости? Сколько времени за рулем может провести настоящий мотоциклист? Ответы на все эти вопросы корреспондент «НЕДЕЛИ» постарался получить у президента Одинцовского отделения «Ночных волков» Андрея Васильева.

Текст Анна ТАРАСОВА, фото из архива "Ночные Волки - Одинцово"

– С чего начинался одинцовский филиал клуба?

– Мы много лет дружили с «Ночными волками», ездили на совместные мероприятия. И захотели присоединиться к их братству. Одно дело, когда ты обычный мотоциклист, и совсем другое, когда на тебе клубная символика. «Ночные волки» – очень уважаемый и известный клуб с почти 30-летней историей, и стать его частью почетно. На сегодняшний день в его состав входит около 3000 человек по России, открыты филиалы в Европе, есть отделения в Австралии и Нью-Йорке, несмотря на то, что там существуют местные организации, очень недружественные нам.

Были мысли открыть свой клуб, но решили, что нет смысла изобретать велосипед, раз существует реальная возможность приобщиться к одной из самых уважаемых мото-организаций. Сейчас у нас уже три ячейки – в Звенигороде, Одинцово и  Краснознаменске. В нашем филиале восемь человек. Это, уточню, те, кто не просто ездит кататься с клубом, а заслужил право носить его жилет.

Чтобы получить жилет…

– Сложно добиться этого?

– Получить жилет и нашивки хотят многие, а вот доказывать это право реальными поступками готовы единицы. Многих, как ни странно, не устраивает дисциплина.

Большинство почему-то считает, что мотоциклисты – это разгильдяи и раздолбаи. На самом деле все иначе. Как минимум в Одинцовском филиале – взрослые семейные люди. Лично я уже разменял полтинник, остальные помоложе, но всем уже за 30, всех дома кто-то ждет. Так что стать частью клуба «Ночные волки» – это отнюдь не погонять на бешеных скоростях, нарушая правила и пытаясь совершать какие-то безумия, близкие к каскадерским. Тут разговор уже про ответственность.

Хочешь быть частью братства, будь готов отдать ему что-то. Я не про деньги, не вставали у нас никогда финансовые вопросы, не было каких-то, обязательных взносов, как любят рассказывать те, кто даже близко не в теме. Я говорю о дежурствах на мероприятиях клуба, например. Ежегодно, например, «Ночные волки» организуют детские ёлки. На этих праздниках мы обеспечиваем безопасность и следим за порядком. И если ты не готов потратить свое время на подобную клубную работу, значит, не стоит даже пытаться стать частью клуба. Быть одним из «Ночных волков» – это не только про скорость и внутреннюю свободу, это про готовность делать что-то полезное для других. Ни для кого не секрет, что много лет клуб берет на себя ответственность следить за порядком на крупных столичных мероприятиях или просто больших дискотеках, концертах. Для нашего братства важна подобная социальная работа, и  к ней надо быть готовым.

– Каким образом мотоклуб  вообще может справляться с охраной порядка? Вы же не сотрудники полиции, специальных полномочий у вас нет…

– Мы можем действовать исключительно в рамках дозволенного. Но когда к пьяному, например, подходит пара серьезных мужчин и просит его уйти подальше от детского мероприятия, этого более, чем достаточно.

– «НЕДЕЛЯ» не раз писала о работе одинцовских байкеров с детьми. 

– Мы стараемся периодически принимать участие в образовательных детских мероприятиях. Буквально месяц назад по просьбе  ОГИБДД  мы приезжали  в пионерлагерь. Рассказывали об экипировке, о мотоциклах, о Правила дорожного движения. Тут всегда срабатывает эффект неожиданности – дети слушают мотоциклистов совсем по-другому, чем  воспитателей или педагогов…  Год назад мы бесплатно приглашали ребят из Одинцовского детского дома на ту самую мотоёлку «Ночных волков». Программа уникальная, на нее и взрослые попасть хотят, но билеты, конечно, не дешевы. Мы приглашали 12 ребят и скидывались для этого, по сути, всем филиалом. Надеюсь, и в этом году удастся что-то подобное.

– Какие правила нужно соблюдать, чтобы войти в вашу ячейку?

– Кроме любви к мотоциклу, важно желание и готовность работать. Никто не требует, чтобы ты бросал ради клуба всю свою жизнь, когда к тебе обратятся за помощью. Но, по большому счету, принципы братства держатся как раз на тех, кто готов поступить именно так. Это мужской клуб и здесь свои правила.

– То есть девушку к вам не приняли бы…

– У женщин есть свой тоже достаточно известный клуб «Ночные валькирии». А вот человека нетрадиционной ориентации в рядах «Ночных волков» точно не ждут, так исторически сложилось.

– Национальность имеет значение?

– Нет, клуб многонационален. Отделения у нас раскиданы от Москвы до Владивостока. Калининград, Хабаровск, Уфа, в Чечне есть своя ячейка… Так что русский ты, кавказец или татарин – совершенно не важно. Значение имеет лишь то, какой ты человек. Важно, чтобы был патриотом, любил свою страну. Все наши акции направлены на объединение людей, напомнить им о том, что Россия – сильная мощная держава.

Мотовыезд как способ развития патриотизма

–  Мотоциклисты –  и такие важные задачи?

– У нас, например, был серьезный проект «Дороги Победы», когда наши ребята ездили даже в Европу возлагать цветы в города, по которым прошла война… В этом году исполнялось 50 лет Золотому кольцу и клуб ездил по всем его городам. Это была совместная поездка с автомобильным клубом. Планировался выезд давно и в дороге мы провели неделю с небольшими перерывами. Учитывая, что за акцией все-таки следили СМИ, много писали в социальных сетях. Это был своего рода способ привлечь внимание к тому, чем может гордиться наша страна. Да и вообще, представьте, как в небольшой городок въезжают две колонны – мотоциклистов и автомобилистов с флагами… Для людей это, конечно, и шок, и радость одновременно… Такое запоминается.

– И в такой акции наверняка очевидна разница между движением на машине и мотоцикле.

– Случается. Машинам мешают пробки. Весь маршрут по Золотому кольцу в итоге получился примерно 900-1000 километров, расстояние между городами – около 100. И вот до смешного: на светофоре на выезде из первого города мы еще вместе, потом мотоциклисты дают по газам и на въезде в следующий город ждут, когда автомобилисты догонят. Преимущество мотоцикла на трассе очевидно. 

«Мотоцикл – это почти как женщина»

– Содержание мотоцикла дешевле или дороже, чем у машины?

– Смотря что сравнивать. «Harley-Davidson», понятно, дороже будет, чем «Лада-Калина». Ну а вообще все очень индивидуально. Мотоцикл мотоциклу рознь. Есть те, кто предпочитает исключительно мотоциклы от «BMW», а кто-то фанатеет от «Урала» и будет восстанавливать его из года в год. И обслуживание каждого из них будет очень разным.

– Мотоцикл для вас – это как инструменты для музыкантов, особая любовь?

– Это практически как женщина.

– И если к твоему мотоциклу подошел человек и начал фотографироваться без разрешения,  это уже вторжение в личное пространство?

– Обыватели, конечно, могут и не знать правил, с них спрос другой. А вот каждому мотоциклисту известно, что на чужой мотоцикл садиться без разрешения хозяина нельзя,  за такое вполне можно схлопотать.

Когда в каждом городе у тебя братья

– «Ночные волки»  и братство. Оно действительно реальное или это просто клубный термин?

– Это не просто громкое слово. Быть частью братства «Ночных волков» это значит, что в любом месте России, если у тебя что-то случится, тебе помогут. Двухколесная техника – это все-таки не машина, другая устойчивость, иные особенности… А учитывая наши дороги, поломки в пути у каждого периодически случаются. И в любом городе к тебе на помощь примчатся люди, которых ты видишь, возможно, впервые в жизни. В клубе 3000 человек, разумеется, быть знакомым со всеми просто невозможно. И при этом достаточно сигнала о том, что у твоего брата возникли проблемы,  и те, кто входят в ближайший филиал, обязательно приедут на помощь. Поэтому-то клуб и подходит так серьезно к отбору тех, кто хочет получить жилет. На них каждому из нас когда-нибудь придется рассчитывать.

От 125 км/час и выше

– Лично твоя средняя скорость?

– На обычном шоссе, по городу, больше 100 километров лучше не гонять, чтобы лишний раз не рисковать и не раздражать окружающих. На трассе, при условии, что там хорошая дорога (на платной, например) скорость будет в районе 160.

Но правила безопасности никто не отменял, даже на самой лучшей дороге. Мотоциклы ведь тоже ведут себя по-разному. Любители экстремальных скоростей выбирают спортивные. Лично я считаю, что на таких логичней гонять где-то на треках, а не на дорогах общего пользования. Водители автомобилей далеко не всегда готовы к тому, что кто-то пролетит мимо, встроившись в движение, на скорости под 180... Есть чоперы, круизёры, вроде моего, на которых чувствуешь себя, наоборот, спокойно, почти вальяжно. И скорости больше 125-130 километров на них особо и не хочется. 

Когда на ногу падают 400 килограммов

– Подобная скорость даже для машины – выше среднего...  Как здесь вообще можно говорить о безопасности?

– Именно поэтому я всегда был сторонником экипировки и здравой оценки собственных возможностей. Если  садишься за руль мотоцикла, подумать о собственной безопасности ты просто обязан. Шлем, «черепаха» (сетка с налокотниками, наплечниками, грудной пластиной), специальную защищающую ноги обувь иметь обязательно. Меня убивает, когда я вижу, как молодежь катается чуть ли не в тапочках… Либо не понимают, чем рискуют, либо наплевательски относятся к своему будущему. Да, в мотоботах летом жарко, но жар костей не ломит. Некоторые оправдываются,  что денег нет на серьезную экипировку. Но нашел же как-то на мотоцикл, значит, и здесь ищи решение. Титановый штифт, который тебе придется вставлять в ногу при серьезной травме, обойдется никак не меньше 200 тысяч. Так что я всегда категорически протестую против экономии на своей безопасности и здоровье. Мотоциклист на оживленном шоссе – вот его и близко не было, а через секунду он возник. И за эти мгновения не заметить его легче легкого…

– А способна ли реально помочь защита, если человек не справился с управлением даже на 70 километрах в час?

– Те же берцы могут спасти. Асфальт – он же как терка, и незакрытая кожа сдирается за секунды. От перелома при серьезном столкновении экипировка, возможно, и не спасет, но по крайней мере, ты не счешешь себе руки и ноги до мяса. А вообще есть обувь, которая защищает и косточки. У меня были ситуации, когда экипировка спасала. Однажды мотоцикл из-за сложности на дороге упал на ногу. А весит он 400 кг. Чем мне помогли бы в такой ситуации кроссовки? А так удар по косточке я, конечно, почувствовал, но этим все и ограничилось.

– Сам падал?

– Да. Мотоциклисты вообще делятся на тех, кто уже упал, и тех, кому это предстоит. Кто-то, конечно, уходит после первой же неприятности. Я знаю тех «гражданских», которые после первого же падения  продавали мотоцикл: мол, все, накатались. Хотя и  отделались легким испугом.

– А знаешь тех, кто после серьезных травм в ДТП  все равно садился на мотоцикл?

– В Красногорском отделении есть молодой человек, потерявший ногу в аварии. Он катается с протезом. Вывел управление ножным тормозом на руль и продолжает ездить.

– Что же заставляет идти на такое?

– Адреналин – раз, скорость – два, уникальный кайф – три. Эти ощущения ни с чем не сравнить. Зачем альпинист лезет на гору? Там же холодно, дышать нечем, люди срываются, падают… Но без очередного восхождения  он перестает быть собой. Также и мотоциклисты. Это особая жизнь, твоя сущность.

Выходят ли мотоциклисты на «пенсию»?

– Возраст на эту страсть не влияет, я так понимаю? Не появляется мысль, что в 50 пора уже только за руль автомобиля?

– Нет, становясь старше, начинаешь более осмотрительно относиться к тому, что происходит на дороге, не более.

– Сколько примерно самому возрастному человеку в «Ночных волках»?

– За 60, 63-64, кажется. И тут годы не минус, это незаменимый опыт вождения. Человек, который провел за рулем мотоцикла более 40 лет, уж поверьте, многим молодым даст фору. Чувство дороги совсем другое.

«Умный глушителя не снимет»

– Отношение общества к мотоциклистам?

– Преимущественно положительное. За что можно плохо относиться к человеку, если он корректно ведет себя на дороге, просто выбирая для себя иное транспортное средство? Другое дело, когда молодежь снимает глушители, носится на запредельных скоростях, мешая движению… Мне и самому хочется таких остановить и объяснить, что они категорически неправы. Это же не про мотоциклистов в целом, это про то, какой ты человек. Мне ни разу в жизни не приходила в голову идея снять глушитель. Даже когда совсем молодой был. Совершенно ясно, что это банальное неуважение к окружающим. Да и неудобно так ездить, честно говоря. Для безопасности ты должен слышать, что происходит вокруг. А кого-то пытаться удивить грохотом вокруг себя…. Не знаю, к чему это.

Дороги много не бывает

– Сколько времени мотоциклист старается проводить за рулем?

–  В любой момент, если есть настроение, вскочил на мотоцикл и помчался. Ведь даже с точки зрения быстроты попадания из одной точки в другую мотоцикл предпочтительней. На машине я буду ехать на другой конец Москвы два часа, на мотоцикле доберусь где-то за 30 минут.

– А катание ради удовольствия?

– Можно ездить хоть целый день, если есть свободное время.

Когда приходит опыт, даже после суток за рулем ты устаешь по минимуму. Когда только привыкал, уже через час слезал с мотоцикла с ощущением, будто вагоны разгружал. А сейчас… Едешь, музыка играет, рядом едут твои братья… Колонной можно двигаться довольно долго. Можно просто по трассе, можно запланировать конкретную акцию, где расстояния будут измеряться уже не часами, а днями пути.