Сколько часов в день работает Нонна Гришаева?

Нонна Гришаева

актриса театра и кино, телеведущая

В прошлом номере «НЕДЕЛИ» мы анонсировали интервью с Нонной Гришаевой, которое она дала нашему корреспонденту сразу после своего участия в «Ночи кино».

Текст Анна ТАРАСОВА, фото Валерий ЖУКОВ

Признаюсь, перед нашим разговором я не знала, как себя вести. С одной стороны, очень интересно было пообщаться с известной артисткой, с другой… Кто в своей жизни попытался пообщаться лично хотя бы с десятком известных людей искусства, усвоил – везет с ними через одного. Кто-то легко идет на контакт и сыплет историями, а кого-то – такого юморного перед камерами – в реальной жизни не разговорить. Одни готовы поговорить почти с любым обратившимся к ним журналистом, другие снисходят лишь до самых известных изданий, заранее, за месяц требуют список вопросов, отвечают лишь на самые интересные, а могут вообще отменить интервью без видимых причин. Некоторые обожают, когда их задерживают после мероприятия с актуальными вопросами, а кто-то устает, и любая попытка подойти с диктофоном вызывает нескрываемое раздражение. К какой из этих категорий современных звезд относится Нонна Гришаева, можно было лишь догадываться. Коллеги предупредили, что артисты попросили снимать их максимально аккуратно и стараясь не мешать, поэтому логичней было предположить необщительный тип человека, который ради районной газеты задерживаться не станет. Можно было, в принципе, не рисковать. Но интерес увидеть живого человека, а не образ очередной героини из кино, воплощенной перед зрителями, был слишком велик.

Каково же было мое удивление, когда отошедшая от пресс-подхода актриса не только с легкостью согласилась на интервью, но и умудрилась за короткие семь минут разговора непринужденно ответить на десяток самых разнообразных вопросов. Обычно примерно такой результат получаешь после съемки, к которой долго и продуманно готовятся, но сходу… Для импровизации, на мой вкус, это было супер-профессионально и просто блестяще.

КИНО ИЛИ ВСЁ ЖЕ ТЕАТР?

– Всегда было интересно, существует ли у актеров профессиональная деформация? Способны ли вы смотреть кино безоценочно или для вас это, скорее, материал для сравнения со своими работами?

– Безусловно, мы смотрим на каждую мелочь. Мы ведь профессионалы, мы не можем смотреть без каких-то своих внутренних оценок. Изучаешь все: и других актеров, если речь идет не о твоем фильме; и себя, и партнера – если пересматриваешь свою работу. Мы приглядываемся к работе оператора, задумываемся: а самый ли верный и удачный ракурс он поймал. Без такого подхода, по-моему, невозможно расти и становиться лучше в любой профессии.

– Для себя вы больше театральная актриса или уже телевизионной, синематографической сейчас быть более интересно?

– Я всегда любила и люблю театр. Именно потому, что в нем происходит тот самый живой обмен энергией.

– Для вас любимые проекты – это нашумевшие спектакли с «Квартетом И» или какие-то другие работы?

– В данный момент моей жизни некоторые проекты сделали из меня определенное клише характерной артистки. И театр дает мне возможность показать, что я все-таки драматическая актриса. Поэтому самые любимые проекты для меня это «Варшавская мелодия» (постановка Одесского театра юного зрителя), «Джуди» или «Последний луч радуги», который давали на сцене столичного театра имени Пушкина, и «Пять вечеров» (Московский областной театр юного зрителя).

ЧЕМУ УЧИТ СЦЕНА ПОДРОСТКОВ?

– Вы сегодня много говорили о работе с детьми в областном театре. Чувствуется, что для вас это важный и ценный опыт. Что именно вы получаете именно от этой части своего творчества?

– Сегодня для меня Московский областной ТЮЗ – это номер один среди всех возможных проектов. Я сейчас отодвинула все свое личное творчество на второй план и занимаюсь им. Именно потому, что мы превратились в одну большую семью, и наши общие театральные победы с детьми доставляют мне гораздо больше удовольствия, чем мои личные, собственные.

– Это удовольствие от творчества с детьми – от возможности научить или отчегото другого?

– Знаете, театр вообще не имеет права быть, если он чему-то не учит. В особенности детей. Даже совсем малышей он с первых шагов на сцене учит тому, что хорошо, а что плохо. Почему так нельзя делать, а вот так правильно поступать. В значительной степени это касается подростков, потому что у них сложный период, и спектакли, работа в них становится большой поддержкой. Я вообще убеждена, что в театр и на сцену стоит приходить в любом возрасте.

– Были в вашей театральной, именно подростковой истории, ситуации, когда школьников театр менял в лучшую сторону?

– Безусловно, я это наблюдаю. Я зарегистрирована в различных соцсетях, и довольно часто люди, побывавшие на спектаклях, пишут мне слова благодарности в тот же Инстаграм. Я вижу, какие выводы они делают, и меня это очень радует. В репертуаре ТЮЗа есть спектакль «Про мою маму и про меня», где я играю маму, после которого мне очень часто пишут дети. И, прочитав их слова, я каждый раз понимаю, что мы не зря играем этот спектакль. Подростки смотрят и понимают, как важно дружить с мамой, поддерживать ее… Где еще они получат пищу для подобных размышлений в нашей сложной жизни?

«Я ПРИВЫКЛА УСПЕВАТЬ ВСЁ...»

– Если бы сейчас вам предложили на выбор роль в кино, главную роль в драматическом взрослом спектакле и роль в ТЮЗе, что бы вы выбрали?

– Ну, прежде всего, главные роли в ТЮЗе я могу выбирать сама. Мне захотелось побыть Мэри Поппинс, и я ее сыграла….

– Ну а если бы пришлось выбирать только одно? Предположим, одновременно идет работа над тремя проектами. Невозможно же разорваться, чтобы сделать все хорошо…

– На самом деле можно. Вы знаете, я всегда совмещаю несколько ролей, именно потому, что выбирать что-то одно и отказываться от по-настоящему интересных предложений очень не люблю. Так что и в предложенной ситуации почти наверняка постаралась бы успеть все. Вот сейчас в моей жизни, например, три проекта: два театральных и один киношный. Можно работать так, чтобы ничего не упускать.

– Сколько же у вас в сутках рабочих часов, боюсь представить…

– Двадцать.

«СЦЕНИЧЕСКИЙ ДЕБЮТ»

– Мне всегда было интересно, как попадают девушки и женщины в сценические профессии. В кино сейчас большую роль играет внешность, связи, но вы начинали, по идее, в другое время. Почему вас потянуло в театр и кино и что больше всего помогло достигнуть этой цели?

– Наверное, я просто такой родилась. Я с детства на сцене, и как утверждает моя мама, я сначала начала петь и танцевать, а потом уже говорить и ходить. Родные смирились с тем, что в семье растет артистка, и просто стали развивать мои таланты. Поэтому передо мной никогда не стоял выбор: куда идти и чем заниматься. Я всегда это знала.

– Самое первое домашнее сольное выступление помните?

– Это были пародии, я изображала всех популярных советских артистов: Магомаев, Пугачева, Николай Гнатюк.

БЫВАЮТ ЛИ У ЗВЁЗД КУМИРЫ?

– Есть ли у вас свои киношные кумиры?

– Для меня всегда неким маяком в моей жизни из числа наших советских актеров была Людмила Марковна Гурченко. Именно потому, что это характерная артистка, которая легко могла играть драматические роли, и была в них невероятно убедительна. Именно благодаря ее влиянию в моем творчестве появились такие работы, как «Пять вечеров».

– А если брать вообще мировое кино, есть люди, которые вас восхищают? Не знаю, та же Одри Хепберн или кто-то другой из классиков кинематографа?

– Удивительно, что вы назвали Одри Хепберн, потому что именно она является моим кумиром. Ну а из живущих, наверное, Мерил Стрип.

– Чем вас покорила именно Одри Хепберн?

– Она мне близка духовно. Потому что ее жизнь – это настоящий пример для подражания. Она ведь очень много помогала людям, активно занималась благотворительностью. При том, что она являлась потрясающей красоты женщиной, она была еще и невероятно красива духовно.

– Благотворительность – важная тема в вашей жизни?

– Безусловно. Я принимала участие в работе практически всех известных мне фондов. Фонда Жени Миронова и Маши Мироновой, фонда Чулпан Хаматовой… Если я начну перечислять, потребуется не менее получаса.

КИНО, КОТОРОЕ СТОИТ ПОСМОТРЕТЬ

– Ну и тогда последний вопрос: кино, которое изменило лично вас, и три фильма, которые вы посоветовали бы непременно посмотреть любому человеку?

– Кино, которое изменило меня, – «Вечное сияние чистого разума». Сейчас рекомендовала бы к просмотру «Жили-были». Из самого последнего – «Карп отмороженный». Третью картину сходу не назову