Соло во имя искусства

Светлана Орлова

художник, педагог дополнительного образования Звенигородского дома детского творчества

Талантливые люди талантливы во всем. Эти слова в полной мере относятся к Светлане Соло-Орловой, художнику, организатору, педагогу дополнительного образования Звенигородского дома детского творчества. Светлана – участница многих выставок в Звенигороде, Москве и области, а также за рубежом. Председатель международной секции «Группа художников «Соло» Профессионального союза художников России. В октябре этого года ей было присвоено звание действительного члена Европейской академии естественных наук Ганновера в секции культурологии.

Мы отправились в гости к Светлане, чтобы узнать, когда художник становится академиком и может ли творчество быть работой. 

Подготовила Мария БАХИРЕВА

В изостудии «Созвездие творчества», которой руководит Светлана Соло-Орлова, занимаются более семидесяти ребят. График занятий плотный, с 12 дня и до позднего вечера Светлана учит детей всему тому, что должен знать настоящий творец.

– Светлана, вы с детства мечтали быть педагогом?

– Нет, но рисовала с самого детства. Оформление декораций, афиш, конкурсов в школе всегда было моим делом, и это даже не обсуждалось. Единственный раз я получила двойку по ИЗО, когда однажды в третьем классе мы рисовали птичку, и я сделала эту работу за всех одноклассников. Учитель это, конечно, заметил и почему-то не похвалил (смеется). Я выпускница художественно-графического факультета Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова. Осознанно выбрала вуз и понимала, что буду педагогом. Начала работать в 1998 году, потом преподавала восемь лет в школе и уже восьмой год работаю в Звенигороде.

– В Звенигороде всегда жили?

– Нет, здесь я десять лет. До этого моя семья жила в Москве, я работала в Доме национальностей. Переезжая в Звенигород, мы улучшали жилищные условия (улыбается). Это на самом деле так. Красивая природа, монастырь – что еще художнику нужно? Мало того, здесь я нашла себя. В Звенигороде я на своем месте и не страдаю от отсутствия столичной жизни.

– Европейская академия естественных наук дает звание академика за проектную деятельность. Какие проекты при этом учитывались?

– Международное признание для меня большая честь. У меня много проектов, без которых я уже не представляю своей жизни. Только здесь, в Доме творчества, их несколько – «Мой город», «Портрет ветерана», «Мир без войны». У каждого из них своя история.

Проект «Портрет ветерана» длился пять лет. Каждый год вместе с профессиональными художниками дети создавали портреты звенигородцев – ветеранов Великой Отечественной войны. Вторая часть проекта заключалась в том, что ребята вместе с родителями изучали историю своей семьи, писали об этом, рисовали портреты своих дедушек и бабушек, прадедушек и прабабушек. Итогом нашей работы стала книга «Портрет ветерана», вышедшая в этом году, где мы собрали картины и тексты. А сам проект в 2015 году получил премию губернатора Московской области «Наше Подмосковье».

Еще один проект, который мы инициировали в кружке, – международный. Мы с детьми говорили о мире и о войне, о том, как меняется жизнь человека в зависимости от того, что его окружает. И решили, что можем сделать такую акцию – призыв к миру. Сначала просто рисовали то, на что откликалось сердце. Потом пригласили к участию ребят из других стран, и получился грандиозный проект. Всего в нем принимали участие 23 страны, в их числе Сербия, Македония, Болгария, Германия, Англия, Корея, Азербайджан, Беларусь. В этом году стран-участниц уже 26, а базой продолжает оставаться наш Дом творчества. Уже сейчас нам предложили провести выставку в Лондоне, зовут в Македонию. Завершающая выставка победителей конкурса пройдет в сентябре следующего года в Доме национальностей в Москве. На награждение приедут представители разных стран.

Пользуясь случаем, мы приглашаем всех детей Одинцовского округа принять участие в конкурсе. Для этого нужно отправить работы на мой электронный адрес: svsolo2012@yandex.ru. Требования: формат А3, тема «Мир без войны», любая техника.

Проект, который длится уже больше семи лет, – международные Левитановские сезоны. Не секрет, что Звенигород притягивал многих художников, здесь бывали Исаак Левитан, Константин Коровин, Станислав Жуковский. Мы продолжаем эту традицию: проводим с детьми пленэры, мастер-классы, а потом устраиваем выставку. 6 ноября в библиотеке как раз откроются очередные Левитановские сезоны.

– Как сформировалась международная составляющая в вашей жизни?

– После окончания худграфа мне захотелось отблагодарить своих педагогов и сделать выставку. И с тех пор я занимаюсь этим более двадцати лет. В свое время меня пригласили возглавить секцию Профессионального союза художников России, которая занимается международными проектами. У меня был перерыв в педагогической деятельности, когда я работала начальником отдела внешних связей в Доме национальностей в Москве, тогда и зародились дружеские связи с представителями многих стран.

– Не могу не спросить о вашем псевдониме – Соло. Почему вы выбрали именно его?

– Когда возник вопрос, как назвать нашу секцию в Профессиональном союзе художников, мы долго думали. Ведь были уже секции графики, дизайна, живописи, акварельная... Решили: раз это международный проект, в котором участвуют разные художники, пусть они будут солистами. Так закрепился и мой творческий псевдоним. Все картины я подписываю как Светлана Соло. Кроме того, с 2012 года я состою в Союзе журналистов России и под текстами ставлю такую же подпись.

– У вас очень насыщенная жизнь: творчество, преподавание, международные проекты, журналистика... Как хватает времени на все?

– Я стараюсь все успевать. Помогает природная организованность, и это на самом деле Божий дар, потому что художникам нечасто достается такое качество. Мой обычный день выглядит так: я встаю в пять утра, сначала занимаюсь английским языком. В школе его не было, приходится учить сейчас. Потом занятие английским с репетитором по скайпу. Затем пишу – научные статьи, материалы для газетного приложения «Левитановские сезоны». После может быть поездка по делам. В двенадцать-час я должна быть в Доме творчества, подготовиться к занятиям. С детьми мы занимаемся до семи-восьми вечера. Ну а в выходные я еще нахожу время, чтобы съездить на выставку, сходить в библиотеку, организовать мероприятие, поработать с проектами. И, конечно, надо успеть порисовать.

– Вам никогда не хотелось оставить занятия с детьми и посвятить время только своему творчеству?

– Мои ученики меня не отпустят. Да мне этого и не хочется. В университете у меня был очень хороший педагог, мой научный руководитель, один из ведущих методистов России Виктор Германович Лавров. Он сильно на меня повлиял, и мне легко дается методика, нравится преподавать, учить детей и взрослых.

– Бывают люди, которых вообще невозможно научить рисовать?

– Я таких не встречала. Все возможно. Просто нужно время. Не стоит сразу ждать «вау-эффекта», и я говорю об этом родителям, которые приводят своих детей на занятия. Важна последовательность: вначале работаем с колористикой, потом изучаем первичные правила пейзажа, натюрморта... Возможно, именно это самое главное в моей работе – настроить детей так, чтобы они не боялись рисовать и легко брали в руки карандаши и кисти.