Время собирать осенние листочки...

Элеонора Слепко

художник-постановщик анимационного кино, преподаватель изобразительного искусства

В детской школе искусств в Заречье работает студия анимации «Кнопка». Ее воспитанники учатся создавать настоящие мультфильмы.

Текст и фото Мария БАХИРЕВА

«Кнопка» родилась из легких «анимационных экспериментов», которые ставила со своими учениками преподаватель изобразительного искусства Элеонора Слепко. Выпускница ВГИКа и художник-постановщик анимационного кино, она создала в Зареченской школе такую атмосферу свободы и творчества, которая рождается только вокруг по-настоящему увлеченных своим делом людей.

В «Кнопке» занимаются по вечерам, после основных уроков. Студия появилась в 2012 году, а последние пару лет ребята уже активно снимают мультфильмы. Сейчас у них порядка 15 завершенных работ. Трогательные, по-детски наивные и не по-детски серьезные – про окружающий мир и дружбу, про себя и танцы, про то, что они видят каждый день. Конечно, все это не было бы возможно без поддержки взрослых. Элеоноре Слепко активно помогает ее муж – режиссер-аниматор Андрей Ушаков, родители ребят и директор школы Геннадий Аньшаков.

– Элеонора Анатольевна, почему студия анимации и почему в школе искусств?

– Я закончила институт кинематографии. Потом десять лет работала дизайнером в игровой индустрии и в какой-то момент поняла, что это не мое. Более того, я это все не люблю, не хочу большую часть своей жизни общаться с компьютером. Это было непростое решение. Два года я сидела дома и не могла определиться, с чего начинать новый этап своей жизни. Помню ощущение, когда шла в школу на первое занятие: «Ну вот, докатилась».

Но сейчас я так рада и совершенно не жалею об этом решении. Во многом сама атмосфера этой школы – то, как ко мне здесь отнеслись и дали творческую свободу – способствовала появлению студии. Кроме того, анимация – это не только мой интерес, это наше главное семейное увлечение. Мой муж режиссер-аниматор Андрей Ушаков преподает в институте кинематографии на художественном факультете и всю жизнь занимается авторской анимацией.

Мы с детьми начали с малого, но было понятно, что одной при моей школьной нагрузке такое дело не сдвинуть. И тут подключился муж – вначале как родитель, в школе учился и наш сын. Геннадий Григорьевич Аньшаков нас поддержал – выделил помещение и дал добро на такую внеурочную деятельность, купил дополнительно вторую видеокамеру. А без поддержки родителей наш проект вообще не мог бы существовать.

– А как «Кнопка» стала «Кнопкой»?

– Маленьких детей называют кнопками – это первый смысл. А второй связан с тем, что процесс создания мультфильма – это покадровая съемка, нужно постоянно нажимать на кнопку.

– С какого возраста дети могут заниматься анимацией?

– В «Кнопку» мы берем с девяти лет. С маленькими тоже очень интересно работать, но для них по-другому должно быть построено занятие, поэтому мы обозначили именно такую возрастную категорию.

– Чтобы создавать мультфильмы, надо уметь рисовать?

– Нет, для занятий анимацией совсем не обязательно уметь рисовать и вообще этим заниматься. Тут включаются совершенно другие механизмы. Это синтез искусств – здесь важна и режиссура, и придумывание историй, а изобразительное искусство не является определяющим.

– Большая у вас группа?

– Сейчас шесть человек. У нас есть костяк: человека три с самого начала, кто-то уходит, кто-то приходит. Вообще все дети у нас необычные – со своим мироощущением. Иногда трудно их собрать в одну команду, чтобы вместе работали. Безусловно, заниматься этим могут все, но, как и в любом деле, если есть талант и внутреннее чутье, это здорово.

– Как рождается мультфильм?

– Всегда по-разному. Мы можем и сознательно придумывать сюжеты, чаще всего они рождаются за этим столом, за чаепитием и беседой. В прошлом учебном году снимали фильм, посвященный Году экологии. Идея Ковчега – художественный образ гнездышка из мусора и море, которое его поглотило и очистило, – сложилась как-то сама собой.

Мультфильм «Я умею танцевать» появился из упражнений. Каждый из детей сделал свою марионетку и создал танец, ориентируясь на музыкальный ритм. И только после этого мы подумали, что можно все части соединить. Но скорость рождения мультфильма нельзя определить – это не пирожки, которые мы печем. Можем снимать одну работу полгода с перерывами, а «Я умею танцевать» сделали за несколько занятий.

– Какой мультфильм считается хорошим? И как вы относитесь к современным анимационным сериалам, к «Смешарикам», например?

– (Смеется) У нас дома нет телевизора, и про некоторые телевизионные новинки мы и не в курсе. Дети в этом отношении больше знают, чем мы. Есть неплохие сериалы, «Фиксики», например. К «Смешарикам» я тоже положительно отношусь, мне нравятся их сценарии.

Детям, конечно, мы советуем смотреть всю классику отечественной анимации, то, что создавал «Союзмультфильм» в самые лучшие его годы. Это наши замечательные режиссеры Юрий Норштейн, Андрей Хржановский, Эдуард Назаров, Федор Хитрук. Их мультфильмы мы смотрим и на «Кнопке», я показываю их и на своих занятиях по изобразительному искусству. Мы смотрим и шедевры зарубежной анимации, современные фильмы-победители различных фестивалей, обсуждаем это с детьми.

Что считать хорошей анимацией?.. Это непростой вопрос. А что вообще считать произведением искусства? Есть много определений, я для детей выбрала одно: искусство – это отражение жизни в художественных образах. Есть технологии, есть изобразительная грамота. Но в искусстве есть необъяснимые вещи. На этом оно и держится – вроде все неправильно сделано, но вложена душа, и оно живет, притягивает и завораживает.

В хорошем мультфильме должно все сойтись: яркий художественный образ, интересная мысль, ее подача. В нашем мультфильме «Драгоценности» Ежик и Лисичка собирают осенние листочки. У нас с мужем это стало уже крылатым выражением. «А ты что делаешь?» – «Да я вот тут осенние листочки собираю». Это значит, что ты занимаешься в принципе какой-то ерундой, но абсолютно прекрасной ерундой, которая приносит удовольствие и возвышает тебя. По сути, мы с «Кнопкой» собираем осенние листочки.

Почему еще мы этим занимаемся? Я уверена, что любое дело, в которое ты вкладываешь душу, не бывает лишним и так или иначе отзовется в жизни чем-нибудь хорошим. Совсем не обязательно, что это будет материальное удовлетворение. Ты не знаешь, с какими людьми повстречаешься благодаря этому делу. Так, например, я вернулась из Новосибирска, познакомившись там со студией анимации «Поиск», – одухотворенная и окрыленная. Они меня заразили идеей создания анимационной студии, и я захотела так же работать с детьми.

– А есть цель, которую вы хотите достичь на своих занятиях?

– А вот цели у нас разные. И тут очень удачно получилось, что мы с мужем работаем в паре. У него как у практикующего режиссера есть цель создать с детьми классный мультфильм. А у меня она не главная. Моя цель - развивать ребенка, а задача - чтобы он еще и получил удовольствие от процесса. Отдельно друг от друга эти цели были бы ущербны. А тут все сошлось воедино.

***

Вполне возможно, что скоро мы увидим работы производства зареченской студии «Кнопка» в программе какого-нибудь фестиваля, например, Открытого российского фестиваля анимационного кино, который проходит в Суздале. Андрей Ушаков с фильмом «Носки большого города» уже становился победителем этого фестиваля в 2000 году. Кто знает, может, следующий лауреат будет из Заречья?