Сингапурские методики образования – в практику одинцовских школ

В Одинцовском лицее №10 прошел двухдневный семинар в рамках подписанного с министерством образования Московской области договора, по которому российским учителям предлагалось ознакомиться с сингапурскими методиками.

Текст и фото Александр ЛЫЧАГИН

Лицей занимает ведущие позиции и в Одинцовском районе, и на уровне области, имеет за плечами более чем пятидесятилетний опыт работы и высокопрофессиональный коллектив, поэтому охотно согласился на эксперимент. Подключился и одинцовский филиал МГИМО, поскольку для проведения семинара потребовался особо качественный перевод. Вести общение помогла заведующая кафедрой лингвистики и межкультурной коммуникации МГИМО Светлана Павликова.  

Своими впечатлениями о семинаре с Одинцовской «НЕДЕЛЕЙ» поделилась директор лицея Валерия Карева:

– Сингапур, по международным исследованиям, занимает ведущие позиции в мире в сфере образования и обучении детей навыкам и компетенциям 21-го века. Нам хотелось понять их методы – как они преподают, как достигают того, что их ученики оказываются достаточно успешными, конкурентоспособными на мировом уровне. Чтобы это уяснить,  учителям пришлось на время оказаться в роли учеников: 36 преподавателей нашего лицея работали в группах, командах, в парах под руководством тренера сингапурской организации «Educare International Consultancy» госпожи Закии Мохаммед Али и её команды, подготовленной из лучших педагогов Московской области.

Участие в семинаре  приняли и сотрудники Управления образования. Получилось, что сингапурские методы преподавания мы оценивали одновременно и как учителя, и как управленцы, и даже как родители, ведь многие из учителей воспитывают собственных детей. 

Семинар дал возможность профессионального роста, оставил прекрасные впечатления. Характерные моменты для преподавания в «сингапурском стиле» – это смена видов деятельности, благодаря чему учащийся не устает. Используется музыка, танец, движение, учитель должен в нужный момент сделать комплименты, поднять настроение, дать позитивный импульс. У них особая организация учебного процесса – ребенок получает возможность работать в команде, соотносить свои знания со знаниями своих одноклассников, взаимообучаться. Не все было для нас в новинку, у российских педагогов есть огромный опыт работы в командах, в ролевых играх, основы нашего опыта систематизированы и подкреплены научными исследованиями. Мы в процессе общения находили подтверждение тому, что и у нас соответствующие наработки есть. Мы поняли, что идем в одном направлении, но наш опыт можно и нужно обогатить. 

– Считается, что наше образование сильно формализовано и заорганизовано, позволят ли наши установки внедрять такой иностранный опыт? 

– Вся система, которую мы увидели, формализована и разграничена, пожалуй, еще сильнее, чем у нас. Методика основана на четком алгоритме, в котором нет возможности маневра. Наши методики более свободны, дают больше свободы учителю в приемах, выборе материала, формы подачи материала и контроля знаний.

– Может быть, нам тоже есть чему поучить сингапурцев?

– Им понравилось с нами работать, они отметили, что у нас высокоинтеллектуальные педагоги, прекрасно владеют предметным материалом. Наши учителя были на высоте, и со стороны сингапурских коллег получали высокие оценки. Понравилась и материально-техническая база нашей школы, она вполне на достойном уровне.

«Educare International Consultancy»  предоставляет услуги по профессиональному развитию и консалтингу для образовательных организаций государственного и частного сектора в таких странах, как США, Китай, Индия, Индонезия, Казахстан, Ливия, Малайзия, Россия, Таиланд и ОАЭ. В России их методики используются в Татарстане, Удмуртии, Башкортостане, в Тюменской области, в Москве. Подключилась к проекту и Московская область.