Настоящих лучших видно издалека

Вы когда-нибудь задумывались, чем отличный учитель отличается от просто хорошего? Кто-то скажет про объем знаний, многие вспомнят о важности любви к детям, самые взрослые наверняка акцентируют внимание на объеме практики и опыта. И все же, мне кажется, что для педагога – как школьного, так и работающего в детском саду – это не самое главное.

Текст и фото Анна ТАРАСОВА

Гораздо важнее найти себя, не пытаясь подстроиться под существующие правила, искренне любить свою профессию и творчество (особенно если работаешь с малышами), быть готовым меняться. Ну и, наконец, просто дозреть до того, чтобы работать с детьми, вдохновляя и помогая им искать свой путь, а не играя в «главного взрослого» в группе или классе.

Первый творческий этап ежегодного конкурса «Дошкольный педагог-2018» прошел 8 октября в Одинцовской гимназии №13. Визитная карточка – представление самого себя каждым из соревнующихся. И, на мой взгляд, именно этот стартовый этап, к которому многие относятся, как к не самому серьезному, на деле может лучше всего показать как жюри, так и зрителям, кто из конкурсантов этого года больше всего заслуживает такого звания.

За последние лет 10 я освещала это профессиональное состязание столько раз, что, кажется, могла бы уже и сама сидеть среди судей, если бы не пара этапов, в которых требуются определенные знания данной сферы и педагогический опыт. Так что визитных карточек воспитателей на сцене видела не меньше сотни. И вот ведь что удивительно: если отсмотреть начальный этап, выделить пятерку фаворитов, а через несколько недель пойти освещать финал, пятерка, которая запомнилась тебе в первый день, почти наверняка и окажется на сцене. Существуют еще, конечно, умение и методики работы, которые невероятно важны при выборе лучших. Но чаще всего уже в начале, там, где показывают себя как личность, а не как воспитателя, почти все становится ясно.

Я долго гадала, почему. А в этом году, кажется, поняла. Когда на сцену выходят понастоящему талантливые и любящие свою профессию зрелые люди – это видно сразу.

Я не имею ни малейшего представления о том, как заставляет есть своих воспитанников прекрасная женщина, танцевавшая в финале своего выступления с длинными бело-голубыми тканями, разбегающимися волнами. Но убеждена, что ей небезразлично умение детей видеть и создавать настоящую красоту.

Я не пытаюсь даже предполагать, как укладывает спать не желающих делать это детей искусная конкурсантка, сотворившая на сцене в процессе своего рассказа настоящую песочную радугу. Но почти не сомневаюсь, что ее воспитанники обожают творчество и учатся видеть в каждом обычном предмете то, что способно их восхитить.

Я совершенно не хочу думать о том, как вытирает носы своим ревущим подопечным мощная дама, умудрившаяся за 8-10 минут покорить весь зал невероятной энергией, юмором и сценическим талантом, совместив в визитке образ мультяшной Фрекен Бок и героини Калягина из «Здравствуйте, я ваша тетя». Но ход с подношением жюри плетеной корзинки с выпечкой, сопровождаемый абсолютно «домомучительским» напутствием: «Плюшки руками не трогать!» под общий хохот собравшихся, заставляет меня верить в то, что ее детям никогда не бывает скучно.

Не знаю, насколько быстро выучатся читать и считать те, кто попадет в группу к утонченной девушке, вышедшей к залу в костюме страшенной Бабы-Яги и проехавшейся по пенсионной реформе, но они точно окончат садик без комплексов.

Ну и, наконец, мне было бы безумно интересно понаблюдать за тем, какую же сказку на своих занятиях создает музыкальный руководитель и многодетная мама, чье выступление меня особенно подкупило. Потому что у человека, который вышел к зрителям с огромным земным шаром в полтора человеческих роста, крошечными масками и нотками на палочках, сыграл на фортепьяно и раздал членам жюри колокольчики, создав из них за полторы минуты слаженный хор, пока ее коллеги запускали в зал мыльные пузыри, я очень хотела бы учиться сама. Чтобы с самых первых лет своей жизни точно знать, что из любого пустяка можно своими руками сделать настоящее чудо.

Наверное, именно такие таланты, а вовсе не чтение заученных стихов, повторение слов о любви к малышам и утверждение, что ты не хочешь взрослеть и поэтому пошел работать в детский сад, и определяют, для кого педагогика – это просто подходящая работа, а для кого – настоящее призвание.