Занимательная энергетика

Александр Балахонцев, заместитель начальника учебно-тренировочного центра Одинцовского филиала «Мособлэнерго», продолжает свой профориентационный проект «Школа юного энергетика». Он проводится совместно с районным управлением образования. Слушателями очередной лекции стали старшеклассники школы № 12.

Текст и фото Александр ЛЫЧАГИН

Рассказать о своей профессии увлекательно, так, чтобы заинтересовались дети, не так уж просто. Проблему сформулировал американский фантаст Курт Воннегут: «Ученый, который не может объяснить восьмилетнему ребенку, чем именно он занимается, не ученый, а шарлатан». Эта формулировка, несомненно, распространяется и на практиков.

А объяснить школьникам, что такое энергетика, какова ее роль в жизни человечества, просто жизненно необходимо, считает Александр Балахонцев. И не только потому, что отрасли требуются грамотные специалисты, но и в связи с тем, что хочется уберечь как можно большее число юных соотечественников от номинации в знаменитой «премии Дарвина»: не надо совершать необдуманных поступков, представляющих угрозу для жизни. Электричество опасно для тех, кто не умеет им пользоваться, физические законы объективны и непреодолимы, а значит, с ними надо считаться. Не стоит засовывать посторонние предметы в электрические розетки, не нужно пытаться вскрывать двери электроподстанций, не следует испытывать на способность принять мощную нагрузку обычную домашнюю электропроводку – будет пожар. Такой пожар Александр смоделировал на собранном из нескольких электрочайников макете.

В числе зрителей этого «электрошоу»  была и Елена Александровна Будкина, в прошлом – сотрудник администрации Одинцовского района. Она возглавляла комитет по делам молодежи, культуре и спорту. А еще в более отдаленном прошлом преподавала  физику в Одинцовском лицея №6, и Александр Балахонцев – ее ученик.

– Замечательный был выпуск, впрочем, и остальные классы не хуже, – вспоминает Елена Александровна. – Без всяких репетиторов ребята поступали в те вузы, которые выбирали. Секрет такой успешности, конечно, был в учителях, настоящих профессионалах. Биолог, химик, математик готовили детей так, что путь на студенческую скамью был для них открыт.

Вот и Александр Балахонцев без труда поступил в лучшее военно-инженерное учебное заведение страны – академию  им. А.Ф. Можайского, получил специальность радиоинженера. Специальность пригодилась и на «гражданке». Профессионалы легко осваивают смежные отрасли, причем так, что могут и преподавать, передавать свои знания другим. В школах Александр пытается убеждать учащихся, что не надо бояться физики и математики. Эти предметы позволяют поступить в технические вузы и получить профессию, обеспечивающую стабильный и высокий доход. Грамотные инженеры сейчас буквально нарасхват, и тот, кто изберет практичную техническую специальность, никогда не окажется на бирже труда.