Наталья Бондарева: «Мы дарим людям веру в добро»

Театр Натальи Бондаревой отмечает в 2021 году своё 30-летие

В 1991 году в Одинцово заслуженным работником культуры Московской области Раисой Ивановной Бондаревой был создан детский творческий коллектив «Калинка от Натали», который и стал точкой роста для профессионального театра Натальи Бондаревой. Об этой удивительной трансформации, о становлении творческого коллектива и планах на будущее рассказала читателям «НЕДЕЛИ» директор театра, заслуженная артистка Российской Федерации Наталья Бондарева.

Текст Мария БАХИРЕВА, фото Валерия ЖУКОВА, Евгении ДЁМИНОЙ и из архива театра

27 марта празднуется Всемирный день театра

– Наталья Владимировна, как возникла идея создать детский творческий коллектив «Калинка от Натали»? У истоков этого нестандартного проекта есть авторы?

– Созданию «Калинки от Натали» мы обязаны двум замечательным женщинам – заслуженному работнику культуры Московской области Раисе Ивановне Бондаревой и заслуженной артистке России, балетмейстеру Людмиле Сергеевне Денисовой. Именно они в 1991 году организовали в Одинцовской гимназии №4 этот маленький театр. Они учили его артистов, делающих первые сценические шаги, движению и пластике, развивали певческие навыки ребят, открывали для них секреты актерского мастерства. Но главное – воспитывали в них любовь к традициям родной земли, уважение к истории Отечества. На первых порах были и трудности, но коллектив жил, рос и стал визитной карточкой Одинцовского района не только в Подмосковье, но и в стране, и за границей. «Калинка от Натали» была настолько уникальна, что теперь и не перечесть все ее громкие победы и почетные места в многочисленных фестивалях и конкурсах.

– Ваше имя в названии коллектива опередило ваше личное в нем участие…

– Да, получается, что так. Я в то время еще училась: в школе манекенщиц Марины Парусниковой, в Гнесинском училище, Гнесинской академии, на курсах повышения квалификации при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского.

Я всегда хотела петь и стремилась к этому. Чудо случилось, когда я исполняла арию Антониды из оперы Глинки «Иван Сусанин» – и упала в обморок. А когда пришла в себя, поняла, что со мной теперь певческий дар. Раскрыть его помогали и моя семья, и преподаватели по вокалу. Меня учили, как совладать с голосом, который звучал словно «иерихонская труба». И я с благодарностью говорю, что у меня были хорошие учителя.

– Судя по результату, которого вы вместе добились, это неоспоримый факт. Как складывалась ваша певческая карьера?

– Вначале меня увлекла эстрадная исполнительская манера. Следующий этап – академическая вокальная школа. Когда я более глубоко погрузилась в изучение русской песни в студии знаменитого хора имени Пятницкого, в моей судьбе произошла знаковая встреча. Дмитрий Александрович Хворостовский. Он считал, что русская песня – это душа нашего народа, и она должна звучать с достоинством, мощно, с высоко поднятой головой. Это навсегда стало для меня главным ориентиром в творчестве. Эту планку нельзя опускать.

Наталья Бондарева:

«Искусство – это самое драгоценное, что есть в нашем мире. Искусство не знает поры и времени, потому что оно всегда актуально для его ценителей. Наш театр – это большая семья с тридцатилетней историей, и все наши зрители – часть этой семьи».

– Наталья Владимировна, с вашими звездными, потрясающими успехами вы все же предпочли столичным подмосткам «Калинку» и Одинцово. Что повлияло на это?

– Родные подмосковные корни – я родилась в Жаворонках. Благодарю Бога, что много путешествовала по всему миру, представляла культуру нашей страны за рубежом. Каждая поездка – это особая история, памятная и дорогая сердцу. Но, когда мне предложили продолжить семейную традицию и возглавить «Калинку от Натали», я, не раздумывая, согласилась. Это был новый творческий уровень, новые перспективы и проекты, новое актерское содружество единомышленников. И, конечно, особый поворот в моей судьбе, и я могу с гордостью, без напускной скромности говорить, что на Одинцовской земле есть уникальный театр. Конечно, никто не ожидал, что из кружка вырастет театр. Не было таких далеко идущих планов, нам просто хотелось привить русскую культуру детям, помнить о патриотическом и духовном воспитании. В 2004 году мы стали муниципальным театром, но в непривычном понимании этого слова. Изначально мы были театром песни, а не драматическим. Во главе угла стоит музыка, песня, костюм. Я не очень люблю слово «шоу», но если его рассматривать в правильном контексте, то это про нас.

– Сам по себе путь творческого коллектива длиною в 30 лет – явление неординарное. Тем более что «Калинка» развивалась по нарастающей. В чем причина такого неугасающего вдохновения?

– Творческие люди – они все же другие, «выключить» их можно действительно очень быстро. А вот удержать планку, постоянно идти вперед с высоко поднятым флагом, отвечая за весь творческий процесс: за свои слова, мысли, за действия команды, за каждую премьеру – непросто.

«Благословляю тебя заниматься просвещением…» – много лет назад эти слова схиархимандрита Илия (Ноздрина) стали в моей жизни поистине пророческими. Выходить на сцену и нести духовные ценности через призму культуры – колоссальная ответственность. Постараться наполнить ближнего любовью, добром и теплом, дать импульс созидания – это твой долг, и твой дар должен этому служить. Для нас с коллегами огромную роль играет поддержка зрителей. Их любовь к нашему театру, их преданность. Их улыбки и светлые слезы в зрительном зале. И особенно – восторг и радость маленьких гостей нашего театра, самые искренние аплодисменты маленьких ладошек…

Конечно, ничего не было бы без моих родителей – Раисы Ивановны и Владимира Михайловича. Для нашей семьи театр был и остается самым главным в жизни. Так меня воспитали в семье, так и я воспитываю свою дочь.

– На ваших спектаклях все любуются невероятной красоты костюмами и декорациями. Вы сами их создаете?

– Модельер – еще одна моя специальность. Ткани, узоры, подбор цветов и рисунков – все это требует кропотливого труда, ведь к концертному костюму исполнителя всегда приковано зрительское внимание.

Первые 18 костюмов я вышила сама – бисером, нанизанным на леску. Сейчас это уже отдельная, можно сказать, подиумная история. Есть костюмы для постановок, а есть выставочные работы. Над коллекцией «Храмы России» мы трудились около двух лет. Ее благословил Святейший Патриарх Алексий II, и первый показ состоялся в зале Церковных соборов храма Христа Спасителя.

– Юбилейный акцент, как правило, позитивен, но наверняка в истории трех десятилетий театра Натальи Бондаревой были моменты, когда вам хотелось закрыть эту дверь.

– Миллионы раз! Одному всегда легче: придумал – сделал. И очень тяжело нести бремя не только свое, но и другого человека. Я рада, что в ключевые моменты, когда я думала, что сил больше нет, рядом появлялись люди – как ангелы-хранители. Они протягивали руку помощи, подставляли плечо. Я очень благодарна главе округа Андрею Иванову: он дал нам возможность, не страшась, воплотить такие проекты, о которых мы раньше и помыслить не могли, начать мыслить масштабно.

– Если бы вам предложили описать себя в трех словах, какими бы они были? Наталья Бондарева – это…

– Певица, режиссер, музыкант. Голос – это подарок, который дал мне Господь. И я понимаю, что вся моя творческая история сложилась именно благодаря голосу. Я пела и перед своим народом, и за рубежом. Как режиссер я сначала вижу картинку, шоу, которое хочу сделать, и к этому ядру начинаю писать музыку.

– Чем запомнят зрители юбилей своего любимого театра?

– Мы работаем над камерной историей, чтобы и наши новые гости, и давние поклонники смогли оказаться в атмосфере светлой радости и праздника. Однако пока наши планы – это секрет. Одно могу сказать, что отмечать юбилей будем в День города Одинцово.

Первого марта Наталья Бондарева отметила свой личный юбилей. «НЕДЕЛЯ» присоединяется к многочисленным поздравлениям и желает новых идей, яркого творческого пути и, конечно, многочисленных зрителей. Браво!

Расскажите о нас в социальных сетях: