«Споря об арте, люди осознают реальную опасность вируса»

За одну неделю в Одинцово появились две фасадные фрески – на тему 75-й годовщины Победы и пандемии. И обе они, созданные художниками областного Фонда современного искусства, вызвали самые разнообразные трактовки и множество вопросов. От «Зачем один орден на улице Маршала Бирюзова заменили на другой?» и до споров о том, жив ли пациент на граффити с улицы Маршала Жукова. Почему именно такие образы авторы выбрали для художественного размышления на актуальные темы, «НЕДЕЛЯ» поинтересовалась у руководителя Фонда Дмитрия Лёвочкина.

Беседовала Анна ТАРАСОВА

ЖЕРТВЕННОСТЬ НЕ ЗАВИСИТ ОТ ЗАРПЛАТЫ

– В то время, когда весь арт-мир сравнивает медиков с супергероями, вы пошли совершенно по другому пути. С чем это связано?

– Именно с тем, что с этим образом сегодня не поработал только ленивый. Нам не хотелось копировать чью-то идею. По пальцам можно сосчитать райтеров, попытавшихся найти какое-то другое воплощение темы. Это замечательно сделали итальянцы. На их фреске девушка в медицинской форме, напоминающая Деву Марию, как младенца, держит на руках Италию. Поэтому найти что-то свое, отличающееся, гораздо интересней. Кроме того, «врач-супергерой» не дает поводов для размышлений и различных трактовок.

– О чем одинцовская фреска для тебя?

– О спасении. Вернее, о вере врача, что он любой ценой спасет пациента. И вкладывает в свое дело всего себя. Это работа об энергии, которая толкает людей рисковать собой ради других, ее и символизирует сердце.

– То есть на фреске изображено не сердце пациента?

– Нет, оно принадлежит врачу, готовому отдать его, как и свою жизнь, ради того, чтобы не погиб другой. Это и есть, по-моему, высшее проявление жертвенности. Один человек на фреске – жертва вируса, что будет с ним, мы не знаем. Второй – врач, который осознанно готов принести в жертву себя, если потребуется. Он выступает ангелом-хранителем в борьбе с вирусом и останется им, даже если проиграет. Эта работа задает вопрос: что за энергия наполняет людей, способных на подобное? Ведь явно не зарплата.

Искусство в профессиональном понимании – всегда что-то гораздо большее, чем красивое изображение. Любая из уличных работ должна заставлять людей задумываться. И вопреки убеждению многих, не всегда обязана нести только позитив. Такие проекты интересны именно тем, что по сути своей являются вторжением в пространство города, затрагивая болезненную тему и отображая ее так, что считывать смысл можно очень по-разному.

«ЭТОТ АРТ ДЛЯ ТЕХ, КТО ЛИЧНО СТОЛКНУЛСЯ С ВИРУСОМ»

– Именно поэтому было много споров о том, живы ли вообще те, кто изображен на фреске…

– Для меня в этом нет важного момента. Каждый случай заболевания коронавирусом может закончиться победой врачей или смертью. На фреске герои просто летят. Куда – каждый истолкует по-своему. Отношение к этому арту у тех, чьи родные и знакомые не столкнулись с вирусом лично, и тех, кто потерял близких в эти дни, совершенно разное. Когда снимки с законченным изображением выгрузили в Сеть, под ними тут же появились комментарии о том, что коронавирус – вымышленная проблема, вопросы вроде «Знаете ли вы хоть одного человека, который им реально заболел?». И довольно быстро пошли ответы «У меня от него умер отец…», или «Моя тетя сейчас в больнице в тяжелом состоянии…». Те, кто столкнулся с заболеванием, а не просто почитал о нем в интернете или газетах, эту работу понимают гораздо глубже. Она – для них. Остальные, как минимум, получают подтверждение того, что ситуация серьезней, чем им казалось.

Мы рисовали сутки, то есть примерно день провели на улице, на вышке напротив больниц. И я поразился тому количеству скорых, которые проехали мимо нас за это время.

Как и любая другая городская фреска, эта – своего рода информационный повод, отправная точка для столкновения мнений. Мы могли пойти по пути создания позитивной работы, вроде целующихся влюбленных в масках, но интереснее было создать сильный образ. Сказать точно, нравится он тебе или нет, сложно. Но именно такие неоднозначные работы со множеством символов заставляют думать. Чем больше разных эмоций и расшифровок вызовет арт, тем он удачней. Если образ покажется кому-то тревожным и заставит остаться дома в опасный период, пользы от него будет больше, чем от позитивного рисунка.

***

Неслучайно на этот фасад не выходят окна домов; работа изначально размещалась так, чтобы ее было видно только с улицы и из здания больницы. Ведь это не картина, которую можно было бы повесить на стену для украшения интерьера. В сети можно найти видео, где ракурс смещается с фасадной фрески на здание медсанчасти, построенной в форме креста. Взаимодополнение архитектурной формы и фасадной фрески значительно усиливают общий эффект.

КАК ПОМЕНЯЛИСЬ ОРДЕНА

– Обращаются ли к вам жители какого-то дома с предложениями разместить у них фреску?

– Обращаются и довольно часто, – рассказывает Дмитрий. – Недавняя наша работа с орденом «Победа», появившаяся на улице Маршала Бирюзова поверх старого рисунка, возникла именно потому, что к нам обратились представители старшего поколения. На стене дома было изображение ордена Великой Отечественной войны и георгиевской ленты. Примерно раз в год ее обновляли, но через какое-то время кто-то закидывал ее банками с краской. Перед Днем Победы мы встретились с жителями и пообещали переделать работу.

– Сохранив общую тему, вы существенно изменили граффити. Почему решили изобразить другой орден и отказаться от ленточки?

– Исторически георгиевская ленточка имеет больше отношения к Первой мировой войне и царской России. Этот символ далеко не все связывают с Великой Отечественной войной, и, возможно, именно из-за этого рисунок регулярно портили. Поэтому мы решили отказаться от ленты. Также и орден Великой Отечественной войны больше связан с периодом начала военных действий. Нам показалось, что орден «Победа» по значению больше подходит к юбилейной дате как самая высокая награда в российской армии. Поэтому мы полностью закрасили стену в серый цвет и за четыре часа создали новую фреску. Поразительно было, когда в процессе работы к нам подошла бабушка, подарила бутылку шампанского и начала благодарить за то, что мы помогаем не пропасть их с мужем замыслу. Когда мы поняли, что исходно граффити примерно в четыре метра высотой нарисовали супруги-пенсионеры, а потом несколько лет восстанавливали его собственными силами, удивились невероятно. Работая на телескопической лестнице и не первый год делая арты большого размера, я понимаю, насколько это непросто. Понять, как это удалось сделать пожилым людям, используя какую-то обычную лесенку и краску, мне до сих пор сложно.

АДРЕС СЛЕДУЮЩЕЙ ФРЕСКИ

О чем будет работа, которая появится в Одинцовском округе, Дмитрий еще не решил. А вот место уже выбрано – на съезде с платной дороги. Так что, если хотите одними из первых оценить очередной пример современного искусства, обращайте внимание на эту зону. Ну а самым масштабным проектом этого лета для художников Фонда современного искусства станет вторая часть фестиваля уличного искусства, стартовавшего в Трехгорке в прошлом августе. Подробнее об этом читайте в одном из номеров «НЕДЕЛИ».

Расскажите о нас в социальных сетях:
Wordpress Social Share Plugin powered by Ultimatelysocial
Facebook
Instagram
VK