Взрослый взгляд на «детские» проблемы

День защиты детей в этом году прошел без привычных праздников, рисунков на асфальте и анимированных представлений. Но главная задача этого дня — напомнить взрослым об ответственности за судьбу каждого маленького человека. О правах самых юных граждан нашей страны и о том, как сделать детство счастливым и безопасным, в прямом эфире 1 июня рассказала уполномоченный по правам ребенка в Московской области Ксения Мишонова.

Подготовила Мария БАХИРЕВА

— Ксения Владимировна, насколько режим вынужденных ограничений повлиял на учебный процесс?

— На первом этапе самоизоляции и дистанционного обучения мы получали огромное количество обращений, провели более тысячи консультаций. Для сравнения — за весь прошлый год таких консультаций было всего 1131. Я обратилась ко всем учителям и попросила не ставить детям двойки во время самоизоляции. У всех ведь разная ситуация: у кого-то плохая связь, нет компьютера или интернета. Мне приятно, что этот призыв услышали не только учителя Подмосковья, но и России.

— Не нарушает ли права детей ужесточение подхода к вакцинации?

— Вакцинация была временно приостановлена на период самоизоляции. Существует календарь обязательных прививок, но вакцинация в нашей стране все равно добровольная. Я за вакцинацию, и, к счастью, большинство родителей прививают своих детей.

Понятно, что людей волнует вакцина от коронавируса, будет ли она обязательной, для детей в том числе. Я считаю, что мы вправе принимать решения относительно здоровья наших детей и нести ответственность за них самостоятельно, без принуждения.

— Изменилась ли статистика по нарушениям прав несовершеннолетних?

— Нарушают право своих детей на папу и маму разведенные родители. Детей блокируют, пользуясь режимом самоизоляции. Не дают видеться с другим родителям, не выходят на связь. Число таких обращений за последнее время увеличилось. Родители продолжают превышать свои полномочия, использовать детей как разменную монету, как форму шантажа другой стороны. Мы по-прежнему боремся за то, чтобы ужесточить ответственность родителей после развода за несоблюдение решения суда о месте жительства ребенка и его общении с папой и мамой.

В этом году летняя кампания будет стартовать позже обычного, возможно, это будет одна сокращенная смена. Школьные лагеря не откроются до 31 июля, и многие дети без присмотра. Важный аспект — безопасность детей. Каждый день я получаю практически фронтовые сводки. Только за последние сутки пришли сообщения о происшествиях: ребенок полутора лет опрокинул на себя кружку с кипятком – ожоги второй степени; девочка выпила антисептик. Восемь детей с начала года уже утонули, двое – в водоемах у себя на даче, один младенец – дома в ванне. 76 детей с начала года погибли по разным причинам – ДТП, пожары, травмы на железной дороге. Трое детей за последний месяц госпитализированы – переезжали дорогу на самокате.

Меньше стало детей, выпавших из окон. За период самоизоляции погибло меньше детей, чем за аналогичный период в прошлом году. Дети стали реже уходить из дома. Снизилось число детских суицидов и гибель на дорогах. Но, несмотря на то, что статистика снижается, нам есть куда стремиться. Мы в ответе за своих детей, и никто больше.

— 1 июня еще и Всемирный день родителей. Какие они, современные мамы и папы, на ваш взгляд?

— Мы хорошие родители, но мы очень загружены. Более того, задач у нас гораздо больше, чем, скажем, было в советское время у моих родителей. И у детей детство точно изменилось, им еще сложнее, чем нам. Как ни странно, онлайн порождает потребность в живой ласке, контактах и общении. Почаще говорите своим детям, как вы их любите, обнимайте, будьте с ними рядом.

— Современный мир таит много угроз — и наркомания, и домашнее насилие, и буллинг (травля). От чего нам ограждать своих детей в первую очередь?

— Опасностей хватает, но многое зависит от семьи, от доверия между вами и детьми. К сожалению, большинство родителей последними узнают, что с их ребенком что-то не так. Здесь очень важно уметь слышать и разговаривать, чтобы дети шли к нам за помощью. Многие не обращаются ко взрослым — боятся, что будет еще хуже. Надо убедить, что мы всегда будем на их стороне, поддержим и поможем, встанем на защиту, чтобы ни случилось.

— Как помочь раскрыться ребенку?

— Заступаться за него, по-настоящему интересоваться его жизнью, разговаривать с ним. Ребенок сигнализирует, если что-то не так: начинает пропускать школу, грубит, имитирует болезни. Это надо вовремя увидеть.

Совместно с министерством образования мы запустили большой проект «Бесконфликтная школа». Выбрали пилотные муниципалитеты, где будем проводить семинары для учителей, директоров, родителей и школьников, которые познакомят их с навыками выхода из конфликта. Нам важно научить детей признавать такое явление, как конфликт, бороться с ним, открыто выступать на стороне жертвы.

— Влияет ли профессиональный опыт правозащитника на вашу обычную жизнь?

— Безусловно, это накладывает свой отпечаток. Уровень тревожности вырос в разы. После того как моя жизнь изменилась, и я каждый день получаю подробные сводки происшествий, с ужасом думаю, как вообще вырастила старшую дочь.

Когда я только заступила в должность, уполномоченный по правам человека Екатерина Семенова говорила мне: умей абстрагироваться, потому что работа может съесть тебя изнутри. Я до сих пор этому учусь.

На заметку

Как обратиться к уполномоченному?

Записаться на онлайн-прием можно по телефону: 8 (498) 602-32-07. Направить обращение — по электронной почте: upr@mosreg.ru или написать в личные сообщения в инстаграм.

Расскажите о нас в социальных сетях: