Как писали самое большое в мире слово «РОССИЯ»

Одинцовские художники 12 июня поздравили страну с Днем России, создав надпись «Россия», одну букву которой можно сравнить с поставленными рядом четырьмя фасадами высотных домов.

Подготовила Анна ТАРАСОВА

Арт-экспедиция представителей Фонда поддержки и развития современного искусства на Саяно-Шушенскую ГЭС – это пять дней работы, в среднем по 16 часов в сутки. И в условиях, недоступных большинству уличных художников. Высота плотины на которой создавалась надпись, 242 метра. Это половина Останкинской башни.

Одна буква по высоте (52 метра) сопоставима с фасадом многоэтажки в Трехгорке, а по ширине – это четыре таких фасада (58 метров). Ровно таким же получается расстояние между буквами. В результате надпись растянулась на 570 метров.

Вся команда – 20 человек, но рисовали только 12, остальные выполняли другие задачи. Кто-то отвечал за монтаж оборудования, кто-то подносил краску. Один из участников команды отслеживал, чтобы буквы были нарисованы правильно, без скосов, заваливаний и других помарок. Это ведь на здании в городе можно использовать в темноте проектор, как бы «перенеся» на стену за ночь контуры изображения, аккуратно установить разметку и уже по ней рисовать. В условиях высоты ГЭС таких возможностей, разумеется, не было. Поэтому рисовать пришлось «на глаз».

Художники получили разрешение с высоты в 242 метра опустить люльку на 70 метров вниз и работать в этом периметре. Вот, по сути, и все четкие ориентиры. Нельзя положить несколько слоев краски, спуститься вниз или отвести люльку в сторону от стены и убедиться в том, что расположение надписи верно. Поэтому художники работали по одним только им понятным ориентирам, а в полутора километрах от них точно так же сутками сидел человек с камерой и по запросу делал снимки той или иной буквы, чтобы затем отправить их райтерам в люльке. Именно по этим кадрам рисующие и ориентировались, меняя наклон букв, сужая или расширяя их.

Когда дождь смывает буквы

Чтобы сделать такую надпись, нужно написать проектную работу на 40 страниц формата А3. Ведь рисование на стратегическом объекте, сдерживающем десятки миллиардов тонн воды, предполагает как следование особым правилам безопасности и строжайшую пропускную систему, так и согласованный до мельчайших подробностей план высотных работ. Проработка всех деталей плюс начавшиеся дожди сдвинули работу почти на неделю. Восьмого числа художники только начали наносить на стену краску, а уже в День России, через четыре дня, все надо было закончить.

– За первые сутки мы нарисовали «Р» и половину «О». Потом снова пошел дождь, и продолжался он 16 часов, – рассказывает руководитель группы Дмитрий Левочкин. – В результате все, что было сделано накануне, оказалось частично смытым. 9 июня мы дорисовывали «О» и убирали подтеки. Чтобы от них избавиться на подобной площади, потребовалось 600 литров воды. Забавно сейчас найти в интернете чьи-то снимки с того дня с комментарием, что смытой оказалась уже завершенная надпись.

Зачем на плотине рисовали… плотину?

Три дня на оставшиеся четыре буквы – вроде бы выполнимая задача, но при условии, что больше форс-мажоров не случится. Увы, обойтись без них не получилось. Одна из букв оказалась «сдвинутой» на 16 (!) метров. Когда просчет удалось обнаружить, закрашено было уже 300 квадратных метров. Смыть краску невозможно, как-то скорректировать погрешность с помощью изменения шрифта – тоже.

Приняли решение рисовать поверх трехцветного шрифта… плотину.

– Смешали пять цветов, залили, дали высохнуть, и ощущение было, что на этом участке стены никто еще не работал, – смеется Дмитрий. – Дальше все размечали с утроенным вниманием, чтобы не повторять такой эксперимент. В итоге из-за всех мелких задержек в день праздника нам пришлось рисовать две последние буквы, но мы успели и даже попали в вечерние новости.

«Словно вышли в открытый космос»

Одно из самых ярких впечатлений художников – от работы в условиях невероятной красоты и при этом на высоте, которая просто перестает ощущаться в метрах.

– Ты стоишь наверху, под тобой по дороге едет КамАЗ, который ты видишь как крошечную точку где-то там внизу. Висеть в люльке, понимая, что под ногами плюс-минус 200 метров, это как выход в открытый космос. Работая на фасаде, ты обычно можешь соотнести метраж под ногами с пятым или двенадцатым этажом, здесь же просто есть осознание, что это невообразимо высоко, и сравнить ощущения просто не с чем. Подъем на люльке с нижней части буквы до верхней занимает 11 минут. И при этом вокруг – мощь воды, леса, горы, какая-то невероятная природа. Делаешь в таких условиях надпись «Россия» и невольно испытываешь гордость за нашу страну, — признаются райтеры

Расскажите о нас в социальных сетях: