Как помирить соседей, или Какие проблемы приходится решать управляющим компаниям

В Одинцовском округе более 2000 многоквартирных домов. Жилфонд обслуживает 65 управляющих компаний. С какими вопросами обращаются граждане и какую позицию в разрешении житейских конфликтов занимают УК? Об этом в интервью Петру Горохову рассказал директор АО «УЖХ» Сергей Кочевалин.

Подготовил Александр ЛЫЧАГИН

– Сергей Владимирович, в одном из жилищных комплексов Одинцовского округа сложилась спорная ситуация – одни хотели сажать растения на придомовой территории, у других свои взгляды на использование этой земли. Как разрешить подобные конфликты?

– У нашей компании на обслуживании 235 многоквартирных домов. Специальной статистики не ведем, но, да, есть достаточно распространенные спорные моменты. Иногда они могут вспыхнуть вообще на пустом месте, иногда имеются глубокие причины. Классика дворовых конфликтов в старой застройке – деревья, посаженные еще в 60-е годы прошлого века в непосредственной близости от дома. И когда распускается листва, жители первых этажей страдают от недостатка солнечного света, а жители верхних чувствуют себя прекрасно. Еще один из типичных случаев – в России действует закон о беспрепятственном передвижении, о доступной среде. На его основании люди требуют, например, установки пандуса. Если говорить о хрущевках, то организовать возможность человеку с пятого этажа спуститься вниз на инвалидной коляске достаточно проблематично, поскольку эти дома строились совершенно без учета современных требований. На таком узком лестничном пролете создание пандуса гарантирует проблемы другим жителям.

– Насколько тяжело улаживать подобные конфликты?

– Сложные вопросы нужно решать общим собранием жителей и проведением голосования. Но собрать кворум нелегко. На очную часть собрания в лучшем случае является только 20 процентов жильцов, приходится формулировать вопросы для заочного голосования, проводить поквартирные обходы. В качестве третейского судьи управляющая компания старается не выступать. Если конфликт перешел в острую форму, лучше подавать исковое заявление в суд. Общего рецепта примирения поссорившихся соседей нет.

– Как быть с фактами откровенного самоуправства, когда кто-то начинает вызывающе действовать, никого не спрашивая и не дожидаясь решения общего собрания?

– Самоуправством считаются действия на территории муниципалитета, идущие вразрез с установленными нормами. В таком случае может быть привлечен участковый инспектор полиции, сотрудники Госжилнадзора, жилищной инспекции. Если кто-то решит устроить парковку на общем газоне, то эту попытку пресечет соответствующее подразделение администрации округа. В то же время в администрации есть службы, для которых организация парковочных мест входит в круг обязанностей, они в силе помочь решить проблему автомобилистов.

– Острыми являются вопросы ремонта, особенно когда он принимает глобальные формы, вплоть до капитальной реконструкции. Что может жилец делать за пределами своей квартиры?

– Каждый может распоряжаться лишь той территорией, которая определена как его собственность. Все, что за пределами квартиры, попадает в раздел собственности общедомовой. Например, оборудовать под лестницей место для хранения велосипедов можно только с разрешения общего собрания. Получать согласование с УК нужно в том случае, когда речь идет о переделках внутри квартиры. При переносе полотенцесушителя или сантехники собственник обязан получить технические условия. После подачи в УК соответствующего заявления оно попадает к инженерам, которые взвешивают все «за» и «против» и выдают решение. Обычно согласование занимает не больше недели, хотя законодательство и определяет 30-суточный срок рассмотрения.

– Кто будет виноват в случае негативных последствий ремонта?

– Если данные действия были выполнены без получения технических условий, однозначно тот, кто организовал ремонт. Это тоже можно трактовать как самоуправство, неправомерные действия собственника. Пострадавшая сторона может подать иск. Если технические условия были выполнены, но произошли неприятности, возможно, к такому исходу привели некачественные материалы, либо исполнители что-то неправильно сделали. В таких случаях требуется экспертиза.

– Повлияла ли пандемия на количество обращений граждан в УК?

– Хотя люди несколько месяцев просидели дома, всплеска жалоб не было. Что действительно взволновало жителей, это обильные осадки конца мая – начала июня. Стихия дала понять, что достаточно большое количество кровель требуют ремонта. До холодов, думаю, справимся. Наши возможности, к сожалению, ограничивает неоплата коммунальных услуг. За май мы собрали около 80 процентов платежей, что значительно ниже наших обычных показателей. Например, по маю прошлого года было 97 процентов.

– Много нареканий по поводу раздельного сбора мусора. Я понимаю, что это не в полной мере вопрос к вашей организации, но все же…

– Да, вопросы содержания контейнерных площадок в нашем округе относятся к ведению Рузского регионального оператора, а не управляющих компаний. Наша «епархия» – мусорокамеры, но тут мало что изменилось. Главное, чтобы мусоровоз вовремя приезжал. К региональному оператору действительно есть вопросы. Тонкостей много, случается, что мусор долго не вывозится, что из серых и синих контейнеров отходы попадают в одну и ту же машину. Но это все-таки не носит системного характера. Наш опыт работы с раздельным сбором всего полтора года, и то, что было вначале, зимой 2019 года, и то, что есть сейчас, отличается, позитивные сдвиги очевидны. У нас много жилого фонда, построенного в 70-80 годы, оборудованного мусоропроводами. Здесь вопрос остается открытым. Невозможно ведь сделать два люка – один для пластика, другой для пищевых отходов. Так что пока мы в самом начале пути, но направление взято абсолютно правильное.

Источник фото

Расскажите о нас в социальных сетях: