Пока не приехал Кустурица…

Как видят мир писатели и влюбляются актёры?

В усадьбе Захарово прошёл пятый ежегодный фестиваль «Традиция». Гостями праздника стали 15 тысяч человек. Суммарно прошло более 30 мероприятий, было развернуто семь тематических площадок и организована ярмарка с традиционной домашней едой. Гвоздями программы стали, собственно, организаторы фестиваля – писатель Захар Прилепин и худрук МХАТ им. Горького Эдуард Бояков, а также актеры МХАТ.

Текст и фото Анна ТАРАСОВА

Нынешний фестиваль «Традиция» – пятый по счету, но впервые такой долгожданный. Авторы идеи приложили много усилий, чтобы мероприятие состоялось при «любой погоде» – санитарные меры были соблюдены, а вот дистанцироваться вышло разве что физически. 22 августа гости фестиваля единодушно погрузились в мир высокой музыки, искусства и литературы. Усадьба Захарово объединила думающих людей.

Более 30 мероприятий: музыкальные концерты, спектакли, лекции, беседы, презентации и мастер-классы для всей семьи были направлены на общую задачу – напомнить о традициях с помощью искусства. И везде – знакомые лица, а встречи с ними идут на семи площадках одновременно и бесплатно.

«К нам приходят именно друзья, самые лучшие, самые любимые. Я хочу привезти своего товарища Эмира Кустурицу, ведь – он часть русской культуры, хотя «по недоразумению» серб», – говорит на открытии один из создателей фестиваля, писатель Захар Прилепин.

«Каждый год фестиваль другой, не похожий на прошлый. Новые музыканты и артисты, впервые – участие МХАТ им. Горького. Но мне кажется, фестиваль должен иметь крепкую строгую программу, и мы всячески эту структуру стараемся сохранять», – отмечает режиссер Эдуард Бояков.

ПЕРЕНОС СОЗНАНИЯ В КАЗАЧЕСТВО

Захар Прилепин для своей лекции выбрал тему казачества. Сперва удивляешься, почему именно эта социально-этническая группа показалась идейному вдохновителю фестиваля достойной отдельного разговора? А потом понимаешь, что даже тема авторства «Тихого Дона» до сих пор актуальна для читающих людей. Проникаясь описаниями со сцены, невольно хочешь по примеру лектора поехать на Дон, зачерпнуть невероятной энергии и, возможно, даже увидеть историю, как дано лишь настоящим писателям.

– Сейчас, когда я пишу роман о Степане Разине, я раздобыл все словари казачьего языка 17-18 века и выяснил, что там есть десятки слов, которые использовала моя бабушка, – рассказывает со сцены Захар Прилепин. – То есть эта речь дошла из 17 века в 20-й. Когда ты начинаешь прислушиваться к словам песен, ты проваливаешься в контекст русской истории. Через слово, через язык, через жест… Когда я приехал впервые на Нижний Дон и вступил на землю в станице Черкасская, где Разин и Булавин трогали эту воду, у меня вообще просто вынесло сознание. Я встаю в 4 утра, уезжаю на машине, стою посреди степи и смотрю во все стороны. Каждый поворот и островок связаны историческими событиями. Гений Шолохова для меня в том, что никто в такой полноте не описал казачью жизнь. Если бы он стал офицером и участвовал во всей этой казачьей жизни, у него просто не осталось бы времени для осмысления. Спасибо крестьянству, что оно не сделало Есенина обычным мужиком, Шолохову – за то, что не стал казаком, и Горькому – за то, что его дед выгнал. Благодаря им мы знаем русскую жизнь во всей полноте. Когда Шолохову предъявляют, что он не мог так написать, это говорит о непонимании фактуры творчества. Только возможность дистанции и наблюдения позволяет некоторым создавать тексты и во всей полноте отразить крестьянство, казачество и великую жизнь великого русского человека.

ФАНТАСТИЧЕСКИЕ СУДЬБЫ

На другой площадке с читателями общается писатель-фантаст Сергей Лукьяненко. Казалось бы, как литературное направление, смотрящее преимущественно в будущее, связано с традициями? Напрямую. Ведь ни одно произведение научной фантастики не может обойтись без прочного исторического фундамента.

– Вспомните тот образ, который создавали братья Стругацкие: прекрасное общество, где единственная проблема – не удалось найти занятие по душе. И вот человек ходит и думает, чем бы заняться, чтобы всем было хорошо… Или если кого-то разлюбили. Это были те страдания, которые допускались в светлом обществе, это и был наш патриотический советский образ будущего, – рассказывает Серей Лукьяненко. – Когда Советского Союза не стало, то с будущим все оказалось гораздо сложнее. То, что складывается сейчас в России, может привести к самым разным вариантам развития. Но в любом случае понятно, что Россия не будет копией США или Европы. Каким окажется наше будущее – это сейчас фантасты и пытаются нащупать. Но ни одной убедительной попытки я пока ни у кого не увидел. А без этого патриотизм невозможен.

Зрители интересуются, как многие предсказания фантастов оказываются пророческими? Дело в том, что фантасты придумывают сюжеты, опираясь на действительность. Иногда слова так и остаются выдумкой, а иногда совпадают с каким-то явлением на его старте и через годы становятся «пророчеством».

Возможность проверить гипотезу о том, что будущее предсказать может и сам читатель, предлагает новая книга Сергея Лукьяненко «Не время для людей», написанная в соавторстве с Ником Перумовым.

– Ник живет в США, я в Москве, пришлось работать по интернету. Книга была закончена буквально несколько дней назад. Мы добавили в нее элемент интерактивности. В книге 18 глав, в каждой из них читатель совершает свой выбор, а в конце получает свой индивидуальный финал. У каждого из главных героев есть минимум по четыре варианта их судьбы, – заинтриговал автор.

ЛЮБОВЬ К ПУШКИНУ

От современной литературы к пушкинским временам гостей фестиваля переносит встреча с народной артисткой Светланой Немоляевой. Вместе с внучкой Полиной Лазаревой она погружает зрителей в поэтически-музыкальную атмосферу той эпохи. Но начинает с собственных воспоминаний о том, что заставило ее в молодости навсегда влюбиться именно в это столетие.

– Я выросла в киношной семье, папа и мама были кинематографисты, с детства я знала все о съемочной площадке. Первая серьезная роль у меня была связана с Александром Сергеевичем Пушкиным, – рассказывает Светлана Владимировна, – это был «Евгений Онегин», который снимался на «Ленфильме» в сезон 1958-59 годов. Меня пригласили в Питер на пробу, поселили в гостиницу «Астория». Тогда я впервые соприкоснулась с историей. В 19 лет я оказалась в номере, где все напоминало о пушкинской эпохе. Тогда я и заболела навсегда этим миром и стала на всю свою жизнь поклонницей тех времен. Тогда я получила приглашение на Ольгу – как в счастье побывала. Мы ездили в карете по Дворцовой набережной, видели всю подлинную атрибутику «Ленфильма». В это невозможно было не влюбиться.

Александр Пушкин провел детство в усадьбе Захарово. Здесь он овладел русским языком, слушая сказки Арины Родионовны, здесь впервые прикоснулся к природе, научился плавать в пруду. Здесь и в наши дни царит атмосфера легкой влюбленности. Читаются ли со сцены стихотворения Бродского, показываются истории с помощью песка или звучат гусли. Дети участвуют в народных играх, лепят глиняные чашки или танцуют под звуки скрипки. Взрослые слушают лекции и наслаждаются мелодиями. Русская культура живет в национальных костюмах, музыке, стихах, текстах, обычаях и даже нашей речи. В предпоследние выходные лета Захарово наполнилось особым благозвучием, за которым захочется вернуться снова, через год.

Расскажите о нас в социальных сетях: